Тамара Зиновкина
Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, когда востребованы люди свободно мыслящие, творческие, умеющие решать нетрадиционные задачи. Мы являемся свидетелями того, как возрос интерес именно к такому поколению людей.
Публикация «Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данного вопроса обусловлена и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Задача современного дошкольного образовательного процесса - создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планируемую функцию Проблема связности и противоречивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Ребенок начинает овладевать словесно-логическим видом мышления.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально-обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - как устное так и письменное. Чтобы развить логическое мышление дети должны овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
Проблемой развития логического мышления занимаюсь, достаточный промежуток времени. В последние годы - с детьми, имеющими речевые нарушения. Чтобы определить, насколько эти нарушения влияют на развитие психических процессов, особенно мышления, я провела обследование детей старшей группы, используя методы наблюдения, беседы и тестирование. Результат таков: почти все дети испытывают трудности при выполнении заданий, направленных на определение уровня развития мышления. Эти трудности связаны с мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, которые у данной категории детей недостаточно сформированы. Почти всем детям для выполнения заданий требуется помощь взрослого. Для них характерны низкий уровень развития внимания, недостаточная его концентрация, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует. Они испытывают трудности в ориентировке, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Передо мной встала задача: можно ли у детей с ОНР развить гибкость мышления, умение анализировать, сравнивать, делать хотя бы простые умозаключения, предсказывать ожидаемый результат?
Да, можно. Поставила перед собой цель – через систему игр развить интерес детей к познанию, стремиться к тому, чтобы радость игровой деятельности постепенно перешла в радость познания. Для этого необходимо создать атмосферу увлеченности, умственного напряжения, связать содержание игры с практической деятельностью. Один из основных залогов успешного развития дошкольников –создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. Игровой материал подобран с учетом возраста, последовательности усложнения, предлагается детям с учетом их уровня развития, интересов.
Чтобы не вызывать скуку и не снижать активность детей, стараюсь разнообразить их деятельность, ввожу сказочных персонажей - это Томатик с Кубариком, Солнечный Зайчик, Незнайка и другие. Постоянное изменение формы вопросов, заданий стимулирует поисковую активность, создает атмосферу сосредоточенности, работоспособности.
Считаю, что наиболее эффективным пособием являются логические геометрические фигуры, разработанные по образцу геометрических фигур Дьенеша. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной, которые помогают в изучении основных свойств геометрических фигур, умении оперировать несколькими свойствами предметов одновременно, моделировать разные множества с заданными свойства, в формировании умения выделять множества геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрических фигур отношениям (соотношениям) : разбивать множество на непересекающиеся (или пересекающиеся) подмножества; включать подмножество в состав множества.
Для знакового обозначения геометрических фигур использую условные рисунки, предложенные профессором Семадени.
Работу по развитию логического мышления у детей с ОНР веду во всех видах организованной образовательной деятельности, работе кружка, на прогулке, при проведении экскурсий, бесед, наблюдений, опытов, экспериментов в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями.
Приемы развития логического мышления, используемые в математике, применяю и в работе по развитию речи детей. Существенную роль в развитии психических процессов детей с ОНР играет мнемотехника. Один из приемов, который я использую в работе - это мнемотаблицы (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы). Мнемотаблицы можно использовать при обучении рассказыванию, пересказу, отгадыванию и загадыванию загадок заучиванию стихотворений.
Пиктограммы (схематичный рисунок) - работу начинаю со знакомства с условными обозначениями, т. е. кодирование информации, а затеи ее декодирование. Например, вопросительный знак, и предлагаю графическое изображение предметных картинок. Дети учатся задавать различные вопросы, обогащая тем самым речь, развивая зрительное восприятие, учатся отвечать на вопросы.
Или можно предложить условное обозначение «Сердечко». Спрашиваю: «Каким оно может быть?» - добрым, нежным, ласковым. Дети придумывают уменьшительно-ласкательные слова по предложенным картинкам.
Условное обозначение «Кит» (большой) -дети называют слова-великаны. Позже ребенок работает с пиктограммами без наводящих вопросов взрослого, заставляя себя сосредоточиться, подумать и выдать правильный ответ.
Немного о ребусах. Детям должны быть знакомы правила составления и разгадывания. Работу начинаю с самого простого. Приведу пример. Когда знакомимся со звуковым анализом слов, можно предложить игру «Превращалки». Показываю две картинки «лист» и «лиса». Вопросы могут быть разные: Что это? Кто это? Где живут? Что умеют делать? Чем отличаются? Чем похожи? Дети перечислили, казалось бы, все. Здесь следует обратить их внимание на звуковой анализ и предложить превратить «лист» в «лису» и наоборот.
А сейчас давайте отдохнем немного и поиграем в игру «Превращалки». Послушайте вопрос:
-С кем из выше перечисленных представителей живой природы может поиграть «аист»?
Здесь используются такие приемы как анализ, сравнение, метод проб, чтобы найти верный ответ.
Вся работа по развитию мыслительной активности проходит в тесном взаимодействии с родителями. Анкетирование подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. Родителям было рассказано о результатах обследования детей, задачах, которые поставлены, с какой целью и что необходимо для их решения. Для них проводятся консультации, дни открытых дверей, в уголке периодически вывешивается информация по освещению этапов работы с детьми, советы в помощь родителям. В результате они стали активными участниками наших проводимых мероприятий, нашими помощниками в развитии мыслительной активности детей.
Какова результативность моей работы?
• Выработана система поэтапной работы по развитию способностей логически мыслить, системное, постепенное введение игр в образовательный процесс.
• У детей сформирована способность к самостоятельному поиску решения задач, умение использовать в работе приемы логического мышления.
• Речь детей стала более грамотной.
• В социальных контактах дети стали гораздо терпимее, эмоционально отзывчивы, стремятся сглаживать возникающие конфликты и противоречия.