Папки-передвижки

Развитие математических представлений у детей

Елена Василькова
Развитие математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в тексте рассматривается вопрос о способах развития математических представлений у детей, как в условиях образовательной организации, так и в условиях семьи.

Ключевые слова: математические представления у детей, развитие математических представлений, образовательный процесс.

Публикация «Развитие математических представлений у детей» размещена в разделах

Одной из важнейших задач воспитания как ребенка-дошкольника, так и ученика начальных классов является формирование желания узнавать что-то новое, или иными словами «хотеть учиться». Необходимо способствовать развитию умения детей думать, размышлять, мыслить логически, анализировать полученную информацию, обобщать, высказывать свою точку зрения и уметь объяснить ее. Для этого надо, чтобы дети начинали знакомство с математикой не с правил, теории; а как знакомство с чем-то удивительным, новым в столь сложном и многогранном окружающем мире [1].

Формирование у дошкольников математических представлений должно основываться на предметно-чувственную деятельность, так как в ее процессе ребенок может более легко и прочно усвоить нужный объем знаний и умений ( мнение многих психологов и педагогов: А. Н. Леушина, П. Я. Гальперин и др.). Этому способствует не только обучение детей элементарным основам математики в повседневной жизни: в общении детей между собой, в совместной деятельности взрослого и ребенка, но также с помощью целенаправленного систематического обучения на занятиях. Математические знания, которые можно применить на практике в различных видах деятельности дают большую ценность для ребенка.

К. Д. Ушинский писал, что при первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу [2]. К тому же он выделял, что знания, которые ребенок получил, лучше всего применять в условиях, отличных от тех, в которых это знание было получено.

Многие современные ученые (Л. И. Скаткин, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, которых также волнует вопрос обучения и развития дошкольников, подчеркивают, что для качественного развития дошкольника в математическом направлении необходим комплексный подход. Таким образом, надо не только дать детям элементарные математические представления, но и закрепить полученные знания в быту, сформировать навыки применения полученной информации.

Главным условием успешности данного процесса является его связь со всеми аспектами воспитательной и образовательной работы детской образовательной организации. Это можно проследить во всех видах деятельности. Например, на занятиях по аппликации ребята самостоятельно могут убедиться, что не имеет значения как наклеить пять треугольников: в ряд, или все на одной стороне листа – все равно это будут те же пять треугольников. На занятиях по лепке, рисованию изучается и закрепляется информация о форме, размере предметов, об отношении, между различными предметами или частями самого предмета. Умение ориентироваться в пространстве, навыки счета очень часто можно заметить на занятиях по физическому воспитанию, многообразных подвижных играх: при построении, если надо рассчитаться на раз-два, при заданном направлении движения и т. д. Занятия по развитию речи, ознакомлению с миром природы, с окружающим миром, музыкальные занятия – все это также способствует тому, что у детей формируются и закрепляются пространственные, временные и количественные представления.

В нашей обычной, повседневной жизни родители могут и должны помочь закрепить ребятам полученные знания и навыки. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования необходимо не только подготовить детей к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Существуют традиционные направления формирования элементарных математических представлений, так называемые математические эталоны [3] :

- количество и счет;

- величина;

- форма;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

И родителям вполне по силам по каждому из этих направлений дать информацию своему ребенку. Полная включенность семьи в работу образовательной организации лучше всего способствует математическому развитию детей [4]. Например, пока мама занята на кухне, можно предложить ребенку посчитать ложки, кружки, определить самую маленькую и самую большую кастрюлю; спросить где меньше воды: в кружке или стакане, а также предложить самостоятельно в этом убедиться путем переливания. На прогулке обращать внимание детей на изменения, которые происходят вокруг нас (открылся новый магазин, стало раньше темнеть на улице, на числа, которые встречаются в нашей жизни (номера домов, автобусов, памятные даты в календаре).

Если будет постоянно осуществляться взаимосвязь образовательное учреждение – родители, то информация, которую ребенок будет получать, обязательно будет прочно усваиваться. А так как в образовательный процесс будут вовлечены самые близкие и любимые люди, то у детей в большей степени будет развиваться интерес к познанию, уверенность в своих силах, самостоятельность, что положительно будет влиять на успеваемость в школе. Образовательный процесс в такой форме способствует тому, что ребята будут приспособлены к окружающему их миру, будут уметь мыслить, будут заложены основы развития личности. А это является одной из задач современного дошкольного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.

2. Ушинский К. Д. О первоначальном обучении счету - Избр. пед. соч. Т. 2, М. : Учпедгиз, 1954. С. 651—652.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

4. Рыжов В. Н. Математическое развитие дошкольников : курс лекций для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 – педагогическое образование, профиль – математическое образование. - Саратов, 2014. – 59 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательной области «Развитие речи» В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, а итогом такого образования является.

Консультация для педагогов «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста» Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Консультация для родителей «Развитие пространственных представлений посредством математических игр Воскобовича» Консультация для родителей «Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В. В. Воскобовича» Основа интеллекта.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Мастер-класс «Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке»Мастер-класс «Развитие математических представлений через организацию совместной деятельности в уголке» Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений. Вооружить воспитателей практическими.

Проект «Развитие математических способностей и формирование представлений о геометрической фигуре «Удивительный круг» .Проект «Развитие математических способностей и формирование представлений о геометрической фигуре «круг» в первой младшей группе. Проект.

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников;.

Самообразование «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» План самообразования воспитателя МБДОУ «Детский сад №5»Ручеек» "Развитие математических представлений в дошкольном возрасте". Журавлева.

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических.

Эссе «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: основные моменты» «Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». (И. Гёте) Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей
Опубликовано: 5 марта 2019 в 14:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Василькова (УИ 749963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД