Трощенко Ирина
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта
ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным
развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти,
воображения, речи, эмоций; формирует настойчивость, терпение,
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
творческий потенциал дошкольника. В математике заложены огромные
возможности для развития мышления детей в процессе их обучения.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного
образования. Она оттачивает ум ребенка, учит логике, развивает гибкость
мышления[1].
Особая роль в развитии элементарных математических представлений
принадлежит игровым технологиям. Игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного
процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала,
поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате
применения игр на занятиях математики дети становятся более
инициативными, самостоятельными, дают полные ответы на вопросы
воспитателя, решая различные проблемные ситуации. Благодаря играм
удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых
подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только
игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у
детей дошкольного возраста пробуждается интерес и к самому предмету
обучения[2].
Система увлекательных игр и упражнений по формированию
элементарных математических представлений помогает подготовить детей к
школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, способствуя :
1. Формированию умения планировать учебную деятельность и
осуществлять самоконтроль и самооценку;
2. Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
3. Развитию вариативного и образного мышления, творческих
способностей детей;
4. Формированию запаса знаний, которые станут базой дальнейшего
обучения.
Программа по формированию элементарных математических
представлений направлена на развитие логико-математических
представлений и умений в игровой форме.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие
способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития.
Все дидактические игры по формированию элементарных
математических представлений разделены на несколько групп:
- игры с цифрами и числами;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на ориентировки в пространстве;
- игры на логическое мышление.
- игры путешествие во времени;
Современные математические игры разнообразны. В них ребёнок
осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания,
развивается мышление.
К ним относятся:
- игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Пифагор»,
«Продолжи ряд», «Сложи квадрат», «Шашки».
- игры на объё мное моделирование: «Тетрис», «Змейка»,
«Геометрический конструктор» и другие.
- настольно-печатные игры: «Развивающее лото» (Геометрические
фигуры, «Магнитная мозаика. Ежик», «Незнайкин счет», «Логический поезд», «Цифры» и другие.
- схематические и моделирующие игры: «Что лишнее?», «Символы»,
«Какую пуговицу потерял Рассеянный?» [4].
Для эффективной организации данной деятельности была организована
предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в
соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный
материал. Всё находится в зоне познавательной и игровой деятельности,
периодически обновляется.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо :
дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята
испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-
шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры
они быстрее запомнили, заучив веселые считалки, стихи, загадки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без
использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные
в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок.
Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей
[5].
Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и
длительный, а результат зависит от системности занятий с детьми
дошкольного возраста. Исходя из опыта работы, можно прийти к выводу, что
регулярное использование в образовательной деятельности системы
специальных игровых упражнений и заданий, дидактических игр-
формирует и расширяет математический кругозор дошкольников, помогает
легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения, а
так же использовать их в повседневной жизни.
18.01.2024