таня смолина
Развитие математической одарённости старших дошкольников статья и презентация
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель 1 квалификационной категории Смолина Т. А. Развитие математической одарённости старших дошкольников (из опыта работы)
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Публикация «Развитие математической одарённости старших дошкольников статья и презентация» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубинштейн, Н. С Лейтес, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и др.
Исследователи - психологи выделяют особую одарённость и нормальную одарённость. Особо одарённых, гениальных детей единицы. Однако, при этом 99 % детей обладает нормальной одарённостью - огромным потенциалом развития своих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности, и главная задача педагога – сделать всё, чтобы увидеть, понять и развить интересы ребёнка. Сделать всё, чтобы ребёнок «хотел», именно с этого слова и начинается одарённость (В. С. Юркевич).
Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева). В математике ребёнок учится последовательно и доказательно мыслить, догадываться, активно думать (З. Михайлова). Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одарённость детей.
Одним из факторов развития одарённости является создание обогащённой развивающей среды. Поэтому для развития математической одаренности у детей организован центр «Веселый Математик». Это специально отведённое место в группе, где дети имеют возможность самостоятельно играть в любимые игры с математическим содержанием. В нём собраны дидактические настольно-печатные игры(«Формы и размеры», «Всё о времени», разнообразные лото и др., пособия (счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, занимательные игры (домино, мозаики, пазлы).
Все игры подобраны в соответствии с задачами по формированию элементарных математических представлений.
1. Игры на закрепление количественных представлений.
2. Игры на закрепление временных представлений.
3. Игры на совершенствование ориентировки в пространстве.
4. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.
5. Игры на развитие логического мышления
6. Нетрадиционный игровой материал
7. Игрушки, наглядные материалы для проведения разнообразных игр.
Особый интерес представляют нетрадиционные игры.
Это блоки Дьенеша – развивают умение анализировать, выделять характеристики геометрических форм и фигур. Игровая система «Соты Кайе». Развивает мышление, воображение, зрительную память. Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Математический планшет «Геоконт". Развивает творческие способности, тонкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторную память. Кубики Никитина хорошо развивают способность детей к анализу и синтезу. Для развития у детей интереса к математике у старших дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Математические игры требуют большой сосредоточенности и чёткого выполнения правил (шашки, домино и др.). Игра в шашки – любимая игра в нашей группе. На этапе ознакомления с играми в уголке математики использую индивидуальную работу с детьми - обучаю игровым действиям, правилам. Затем объединяю детей в малые группы и ввожу игры в самостоятельную деятельность.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур: игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и многие другие. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.
В непосредственно образовательной деятельности по математике включаются различные методы активизации детей – моделирование (планы, фишки, модели времен года, месяцев, модель в виде часов, игры с элементами ТРИЗ. Также используются задания повышенной сложности, такие как зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск недостающей фигуры, и др. логические задачи, игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера. В режимных моментах и совместной деятельности с детьми закрепляются математические знания в загадках, пословицах и поговорках.
Положительное эмоциональное отношение к математике вызывают мероприятия досугового характера – соревнования, развлечения, математические вечера, досуги, конкурсы смекалистых и находчивых. Здесь дети показывают свои знания и умения по математике («Путешествие в страну Математики», «Торопись, да не ошибись», «Путешествие в страну Чудес», «В стране Смешариков»).
В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры, танцы оживляют досуги, являются средством переключения внимания, обеспечивают оптимальную нагрузку.
Взаимодействие с родителями- важная составляющая успешной и эффективной работы. В прихожей родители знакомятся с материалами по математике на стенде и в папке - передвижке «Весёлый математик», где подробно в течение года описывается каждая дидактическая игра «Математической игротеки» и как в неё играть с детьми. В деятельности с детьми используется и сотворчество детей, педагога и родителей. Благодаря совместной деятельности по изготовлению математических игр, улучшились отношения между детьми и педагогами, между детьми и родителями: повысился интерес всех участников к математике, родители увидели в своих детях математические склонности, принимают активное участие в совместных играх с детьми в математической игротеке.
Эффективной формой работы с родителями являются практикумы. Во время практического занятия «Играем в математику с удовольствием» родители научились использовать подручные материалы для обучения детей математическим представлениям, организовывать математические игры с детьми дома. В конце учебного года традиционно организуется родительское собрание, где родители знакомятся с успехами и достижениями своих детей. Проводится математический ринг, на котором дети соревнуются с родителями. Дети на этом мероприятии демонстрируют свои достижения в усвоении математики за учебный год. Родители принимают активное участие в выполнении всех заданий и видят способности своих детей, оценивают их возможности.
Своим опытом работы по развитию интереса к математике и математической одарённости я делюсь с коллегами. На уровне ДОУ:
- подготовила и провела открытые мероприятия: «Путешествие на математическом поезде»(2011) «Сюжетные игры с блоками Дьенеша»(2012);
- провела практическое занятие для молодых воспитателей «Подбор материалов и пособий для математического развития дошкольников»(2012).
- участвовала в семинаре «Реализация содержания образовательной области Познание», где выступила с сообщением «Условия для формирования интереса к математике»(2012);
-подготовила доклады на педагогическом совете: «Дидактические игры в развитии математических способностей», «Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»;
На уровне города обобщила опыт работы и познакомила с ним воспитателей Московского района г. Чебоксары на методическом объединении воспитателей (2009).
Приняла участие в республиканской ярмарке методической продукции «Методическая ярмарка: Развитие детской одаренности» с методической разработкой математического досуга «В мире математики».
Подтверждением эффективности системы развития детской интеллектуальной и, в частности, математической одарённости, служит проведенный мониторинг интеллектуального развития детей подготовительной группы.
Таблица 1. Промежуточные результаты диагностики (2012г)
Психические процессы
(Марцинковская Т. Д) Высокий уровень и выше среднего
Память 95 %
Мышление 90%
Логика 59%
Познавательный интерес (Баранова Э. А.) 84 %
Математические способности
(В. Г. Колесникова Экспресс - диагностика интеллектуальность способностей) 66 %
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области Познание: ФЭМП 90%
Литература
1. Окно в школьный мир/ А. К. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. –М. : АРКТИ, 2010. (Технология ТРИЗ).
2. Афонькина Ю. А. Белотелова Т. Э. Борисова О. Е. Как научить дошкольника правильно думать. –М. : АРКТИ, 2010.
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
4. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-intellektualno-odaryonnyh-detey