Получи документы

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей средствами оригами

Алла Андреева
Развитие мелкой моторики пальцев рук детей средствами оригами

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В. А. Сухомлинский

Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника.

Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей средствами оригами» размещена в разделах

К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта, речи, мелкой моторики руки. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

По значимости для развития детей японцы ставят оригами на первое место. Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что всё, что нужно иметь – это бумага и желание. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.

«Таинственный мир превращенья бумаги.

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот волшебный зовут оригами»

Мастера оригами говорят, что при складывании фигурок «голова работает руками». Это увлекательное занятие является средством решения многих педагогических задач. Оно способно одновременно поднять настроение и гармонировать работу полушарий головного мозга, потому что всё делается двумя руками. Эта деятельность воспитывает у детей аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, терпение, организованность, фантазию, творческие способности, интуитивное мышление, способность к озарению, вырабатывает сложную координацию движений кисти. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Они тесно взаимосвязаны. После каждого занятия дети могут поиграть с игрушками, придумать небольшую сказку. Так будет развиваться не только речь, но и артистические способности, умение выражать свои мысли, раскрепощённость.

Таким образом, оригами может существенно помочь в подготовке ребёнка к школьному обучению.

Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.

Многие психологи рекомендуют оригами в качестве расслабляющей деятельности и используют в качестве техники снижения стресса. Особенно оригами рекомендуется гиперактивным детям для тренировки внимания и управления своими эмоциями.

Кроме того, это один из самых доступных и безопасных способов развлечения. Основным материалом для изготовления фигурок служит бумага, самая обычная. Бумага безопасна в использовании, легко гнется, ее не жалко испортить.

Область применения оригами очень обширна : это и подарок, сделанный своими руками, и упаковка подарков, и украшение праздничного стола, и создание одежды. По ходу складывания фигурки можно рассказывать и демонстрировать сказку. Еще одним очень интересным опытом для детей станет кукольный театр, актерами в котором служат пальчиковые фигурки животных, сделанные из бумаги.

Таким образом, занятия оригами :

- дисциплинируют;

- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства;

- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценке.

Начинать осваивать это искусство не поздно в любом возрасте, ведь не зря говорят: "Когда бумага складывается – ум разворачивается".

Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.

Оригами одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов - малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.

Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (ори-гами) : “ори” - означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно. Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Знатная дама могла получить любовное послание на листе бумаги, сложенном в форме цветка или бабочки. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.

Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое

помогает развивать художественный вкус и логику;

эффективно способствует формированию пространственного воображения;

развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

активизирует мыслительные процессы;

совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

развивается глазомер;

воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;

влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка :

доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

оригами не требует больших материальных затрат;

оригами - коллективное творчество.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах образовательного учреждения. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Фигурки, выполненные детьми под руководством родителей в технике оригами, будут одним из методов повышения качества подготовки детей к школе.

Рекомендации для родителей:

1. Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.

2. Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.

3. В занятиях с детьми начинайте с самого простого, а затем постепенно усложняйте задание.

4. Наблюдайте за работой детей, умейте вовремя прийти на помощь. Формы ее могут быть разнообразны: совет, вопрос, непосредственная помощь.

5. Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.

6. Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.

7. Работа по выполнению поделок оригами способствует развитию : памяти, внимания, воображения логического мышления, развивает пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук, готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Оригами является универсальным способом обучения, его можно прекрасно сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, обучению грамоте.

Вывод: овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рука это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант, "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Презентация-консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности.

«Развитие мелкой моторики рук у детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт работы Содержание опыта 1 слайд - тема 2 слайд - кто подготовил 3 слайд – эпиграф 4 слайд – вступление 5 слайд – что такое мелкая моторика рук.

План совместного мероприятия с родителями и детьми «Развитие мелкой моторики пальцев у детей» План мероприятия: План совместного мероприятия с родителями и детьми «Посиделки- рукоделки» Тема: «Развитие мелкой моторики пальцев у.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект) Исполнитель:.

Развитие мелкой моторики пальцев рук через игры с камушками «Марблс» Развитие мелкой моторики пальцев рук через игры с камушками «Марблс». учитель – дефектолог: Наталья Витальевна Исмаилова Игра - это основной.

Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной.

Развитие творческих способностей детей средствами традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев рук детей средствами оригами
Опубликовано: 22 августа 2019 в 06:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД