Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС

Злобина Наталья
Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС

Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС

Из опыта работы Злобиной Натальи Александровны,

воспитателя МАДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г. Емвы

Известный нейрофизиолог Владимир Михайлович Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и тонких движений пальцев рук говорил «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС» размещена в разделах

На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно - двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка и др. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе мы используем различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.

При работе с ребёнком РАС используем как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС проводим систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.

Пальчиковые игры с крупой

1. В крупе "закапываем" мелкие игрушки из киндер - сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

5. Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.

6. Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

7. Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.

В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия, мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки.

В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:

снимает мышечную напряжённость;

успокаивает нервную систему;

устраняет проблему органов дыхания;

развивает мелкую моторику.

Нетрадиционная форма работы с морской солью вызывает у ребёнка положительные эмоции.

Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонь о ладонь, пересыпание).

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

«Солим суп»

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

«Бурим скважину»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

«Кошечка»

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

«Дождик»

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

«Топотушки»

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

«Грозовая туча»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

«Пальчики здороваются»

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

«Сооружаем горку»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

«Вышла курочка гулять»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Описание: пальцы щипают соль.

«Ищем клад»

В емкости с солью ребёнок отыскивает крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, детали «лего» и т. д.

«Строители»

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

“Художники”

Указательным пальцем на соляной поверхности ребёнок рисует различные предметы.

Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка.

Следующий метод, который мы используем в коррекционной работе с ребёнком РАС - Су - Джок терапию. Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажё р: колечки-пружинки, массажные шарики - «ёжики». Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики.

Игровые упражнения в стихах

1. «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке)

2. «Крючочки»

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать)

3. «Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

(Шарик на ладони катать каждым пальчиком)

4. «Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика)

5. «Ловкие пальчики»

Я вам шарик покажу.

Двумя пальцами держу.

( Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем)

6. «Друзья»

Вместе пальчики друзья.

Колечко катим, ты и я.

(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два средних, на два безымянных, на два мизинца)

7. «Кручу - верчу»

Шарик пальцами кручу.

Здоровым быть всегда хочу.

(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д)

8. «Прыжки»

Пальчик мой по кочкам, прыг.

Он хороший ученик.

(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам)

Шары – «ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Система упражнений по развитию мелкой моторики улучшают тонкие движения пальцев и кисти рук. Они приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений рук, одновременно развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память.

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторики рук Игры на развитие мелкой моторики Ещё в прошлом столетии родители понимали, что развитием мелкой моторики необходимо заниматься специально.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у ребёнка в домашних условиях» Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают.

Бизиборд «Развитие мелкой моторики рук»Бизиборд «Развитие мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук. Цель бизиборда – познакомить ребенка с окружающим миром, теми вещами, которые встречаются ему в быту. Но.

Развитие мелкой моторики рук в ДОУРазвитие мелкой моторики рук в ДОУ Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников Развитие мелкой моторики рук у дошкольников "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию.

Развитие мелкой моторики рук у малышей . В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки»,.

Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук у младших дошкольников .

Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у ребёнка с РАС
Опубликовано: 11 марта 2019 в 21:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД