Татьяна Гладкова
Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий» разработан на основании Федеральных государственных требований в области дошкольного воспитания.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
При разработке данного проекта автор опиралась на исследования В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антаковой – Фоминой, А. Л. Сиротюк, М. С. Рузиной.
В ходе работы над проектом использовались здоровьесберегающие, игровые технологии, личностно-ориентированный подход, проектная деятельность.
Сроки реализации проекта 2010-2014 годы.
Актуальность проекта
Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня, обозначенным в ФГТ, является задача целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему обучению в школе. Выпускники детского сада в результате освоения программы по дошкольному образованию должны уметь:
- соблюдать правила здорового образа жизни;
- принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе;
-уметь общаться со сверстниками и взрослыми, изменять стиль общения в зависимости от ситуации;
- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
-овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Решение данных задач стало предпосылкой возникновения проекта по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по изобразительной деятельности. Причиной, не менее значимой, является увеличение количества детей в прогимназии с нарушением развития речи и тонкой моторики руки (а слабое развитие зрительно- моторной координации затрудяет освоение графического навыка). По данным учителя- логопеда прогимназии количество таких детей увеличилось с 45 до 60 человек за последние 2 года. Тенденция увеличения количества детей с нарушением речи и слабым развитием тонкой моторики руки связана
-с ослабленным здоровьем родителей детей данной категории;
-с мощным и быстрым внедрением ИКТ-технологий и как следствие этого уменьшение межличностного общения со взрослыми и сверстниками;
-ухудшение экологии окружающей среды.
Поэтому возникла необходимость в создании проекта, который предусматривал бы решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
-сенсорное развитие ребенка;
- формирование графических навыков и умений;
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГТ и личностным развитием ребенка на данный момент.
Это противоречие обусловило изменения в в целях и содержании дошкольного образования в прогимназии:
1) ориентация результатов обучения в соответствии с федеральными государственными требованиями;
2) переход в содержании образования на компетентностный подход;
3) обучение дошкольников способам и средствам самопознания;
4) формирование осознанного отношения к своему здоровью
в технологии обучения :
переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста : личностно-ориентированный характер обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; использование метода проектов, исследовательского метода обучения; повышение ответственности дошкольников за сохранение своего здоровья.
в системе контроля и оценки знаний воспитанников:
1) развитие у детей старшего дошкольного возраста способности самоконтроля;
2) развитие у воспитанников способности к самооценке собственной деятельности.