Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у дошкольников — один из путей подготовки к школе

татьяна дедок
Развитие мелкой моторики у дошкольников — один из путей подготовки к школе

Развитие мелкой моторики у дошкольников – один из путей подготовки к школе.

Дедок Татьяна Сергеевна

1. Подготовка ребёнка к письму

2. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук

Введение

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников — один из путей подготовки к школе» размещена в разделах

Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его мноообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают что, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные игры и упражнения, занятие по художественному труду и другим видам детской деятельности (познавательной, изобразительной, физического воспитания).

Задачи: 1. Подготовить руку ребенка к овладению письмом.

- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Развивать точность и координацию движений руки и глаза;

- Развивать гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы:

- Произвольное внимание;

- Зрительное и слуховое восприятие;

- Логическое мышление;

- Память;

- Речь.

3. Формировать личностные качества:

- Развивать самостоятельность;

- Целеустремленность;

- Усидчивость;

- Самоконтроль.

Подготовка ребёнка к письму

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, т. е развивая руку, мы совершенствуем функции головного мозга, что положительно сказывается на речь, мышление, творческие способности, что в дальнейшем поможет ребенку успешно учиться в школе.

Первый класс - это прежде всего письмо.

Писать малышей – первоклассников начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. Ведь письмо сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребёнка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений рук, ловкость, гибкость пальцев, сила кисти, т. е. те качества, котором позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук

Мой повышенный интерес к данному вопросу сегодня объясняется не только пониманием важности развития мелкой моторики рук, но и реальной необходимостью. Наблюдая за детьми, я увидела, что они с трудом умеют застегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки, испытывают неуверенность при работе с бумагой и ножницами, неправильно держат карандаш в руке и плохо регулируют нажим на него.

Результаты обследования развития мелкой моторики рук, которые я провела дополнительно к моим наблюдениям, оставляли желать лучшего. Низкий уровень составлял 56,5%, а высокий 17%.

В связи с выявленными показателями и учитывая важность и актуальность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной и систематической.

Просмотрев научно – методическую литературу известных авторов: М. Монтессори, Евгении Николаевны Потаповой, Татьяны Ивановны Гризик. Я стала создавать практическую базу, постоянно искала новые пути создания такой пространственно-предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность, и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики, т. е. готовили ребёнка к успешному обучению в школе.

В группе создан сенсомоторный центр «умелые пальчики», имеющий материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно по интересам выбирать игры, игрушки, пособия для этого вида деятельности. При желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свою творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Отобрала и систематизировала весь наглядно-демонстрационный материал, составила перспективные планы, разработала конспекты и стала работать, используя разные формы: - как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности; - во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром, в вечернее время) и в свободной самостоятельной деятельности.

Работа проводимая мною включает следующие блоки.

1. «Игры с пальчиками».

- Массаж рук с предметами и без предметов;

- Пальчиковые игры и упражнения (с предметами и без предметов, с атрибутами);

Пальчиковые игры без предметов.

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагогов (взрослых).

Пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры с предметами привлекательны именно самими предметами.

Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение. Атрибутика во вторых играх – желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без атрибутики.

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучше детские, на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки.

2. «Ручной труд».

- Аппликация с использованием салфеток;

Для занятий понадобятся: обычные материалы для изобразительной деятельности, бумажные салфетки – белые и цветные, разного размера и формы, клей ПВА, кисть для клея, салфетка.

Следует объяснить детям, что работать нужно аккуратно, давить на салфетку нельзя, так как она тонкая и легко может порваться. В зависимости от предполагаемого изображения используем салфетку следующим образом:

1. Неразвернутую салфетку разрезаем на 4 больших квадрата, срезая сгибы.

Каждый квадрат разрезаем ещё на 2 или 4 части, получая прямоугольники или маленькие квадраты. Большие квадрата можно ещё разрезать по диагонали, получив треугольники (для изображения листьев, крыльев бабочки и т. д.)

2. Собираем уголки маленького квадрата («уголки подружились», проклеиваем их, не разъединяя, и прикладываем их к необходимому месту клеевой стороной, слегка прижимая и придерживая. Когда клей высохнет, кисточкой и гуашью наносим декоративные элементы: тычинки, прожилки и пр.

3. Маленькие квадраты сворачиваем неплотной трубочкой, слегка сжимаем по длине и приклеиваем (сережки на березе и осине, снег, лежащий на ветке).

4. Плотно сжимаем уголки квадрата и пальцами формируем фигурку, напоминающую гриб или пуговицу на ножке. Плотно натягиваем серединку салфетки на «ножку» (этот прием используется при изображении плотных ягод калины, Рабины, винограда).

Работа с салфетками можно организовать как фронтальное занятие по изо деятельности, как часть комбинированного занятия или предложить для индивидуальной творческой деятельности. Это своего рода разновидность бумажной пластики, которую можно использовать для придания изделию объемности, рыхлости, пушистости, кудрявости. Достоинствами этой технологии является также ее доступность, простота освоения и интегрированность с другими разделами программы – ознакомлением с окружающим миром, развитие речи и математических представлений. Кроме того, работа с салфетками помогает развивать мелкую мускулатуру пальцев руки ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дошкольников» Детская рука. Как ее развивать? «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский В течение дошкольного.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников» Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников» Актуальность опыта. Статистики свидетельствуют,что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи. Известно,что развитие.

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Актуальность темы: Работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Начата работа над темой: сентябрь 2015 г. Предполагаемые сроки окончания работы над темой:.

Развитие мелкой моторики у дошкольников Слайд№1 Уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Слайд №2 Ребенок постоянно.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Самообразование: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников». (2015-2017 учебный год) воспитатель Толмачева М. А. Когда начата работа.

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму 2.2. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации.

Тема самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников» Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики дошкольников». на 2015-2016г. Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников — один из путей подготовки к школе
Опубликовано: 11 августа 2016 в 16:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД