Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности. Из опыта работы

Вера Говорухина
Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности. Из опыта работы

Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика - это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Публикация «Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития - это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей - движения неловкие, часто неконтролируемые, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Отклонения в развитии моторной сферы создают у детей определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Нашу подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР посещают 12 детей: 8 детей подготовительная к школе группа, 2 ребенка – старшая группа и 2 ребенка – средняя группа. Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук мы организовываем через продуктивную, игровую и трудовую деятельность (самообслуживание).

В своей работе ставим следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленных задач использовали различные формы работы с детьми : индивидуальная, групповая, самостоятельная. Для развития мелкой моторики рук и координации движений использовали разные методы и приемы работы.

Пальчиковые игры со стихами, пальчиковые гимнастики, массаж кистей рук развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Такая работа должна вестись с группы раннего возраста и до подготовительной.

Поэтому в нашей группе этим приемам развития мелкой моторики уделяется большое внимание. Ежедневно за 3-5 минут до еды (как правило, утром, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т. д. На сегодняшний день у нас есть «запас» пальчиковых гимнастик и игр по тематическим неделям.

Игры для развития мелкой моторики, которые мы используем в своей работе : Дополни предмет» (игры с прищепками). Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

Игра «Мастерская Золушки». Бусы для Золушки из трубочек, бусинок разного цвета и величины. Подобное упражнение выполняем, выкладывая различные фигурки и изображения из фасоли, разноцветных камешков.

Игры с сыпучими материалами (сухие бассейны). Рисование по крупе. На яркий поднос (стол) тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу (рис, манка). Проводим пальцем ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Затем вместе рисуем какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнурования, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Математический планшет «Геометрик». Этот планшет изготовили своими руками. Он представляет собой резиночный конструктор. Игры с математическим планшетом развивают мелкую моторику и координацию движений обеих рук, их ловкость, умелость, готовит к письму.

Игры с фишками и палочками из математического набора. Ребенок выкладывает рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предлагаем ему придумать свои варианты рисунков. Подобные упражнения можно выполнять с камешками, фасолью, окрашенными палочками для мороженного сначала по предложенным схемам, а затем самостоятельно.

Игры с шариками «Су – Джок». Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод используем как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи.

Пальчиковый театр. При помощи пальчикового театра дети учатся координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражают свои эмоции посредством мимики и речи. Активно используют в игре воображение, память, внимание, мышление. Расширяется словарный запас, подключается слуховое и тактильное восприятие.

Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики.

Изобразительная деятельность способствует психическому развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Изобразительная деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.

В процессе изобразительной деятельности идёт интенсивное развитие мелкой моторики, что является одним из важных психологических факторов. Подтверждение этому служат виды изобразительной деятельности, включающие такие занятия, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов даёт свои возможности в развитии мелкой моторики, так, например, при работе с различными инструментами и материалами развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В рисовании используются цветные карандаши, которыми создается линейная форма и при этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Рекомендуется так же дополнительно использовать цветные мелки, которые облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм, развивая при этом точность и целенаправленность действий рук. В рисовании красками (гуашью и акварелью) легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море, а также создать узор или роспись которые изображаются в определённой ритмической последовательности. Такие занятия включают детей в активную творческую деятельность, помогают развитию мышц кисти. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Используем рисование по трафаретам, штриховку.

Лепка. Своеобразие лепки, как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной, соленым тестом и пластилином. Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин, как наиболее пластичный материал, который способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, учит конструктивному и образному мышлению, влияет на развитие чувства формы. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Аппликация. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится различным способам владения бумагой (обрывание, скручивание, складывание и т. д., ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Игровая деятельность. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Наши дети любят собирать пазлы, разные виды мозаики.

Используем в своей работе конструирование из бумаги (оригами, синельной проволоки.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Важно предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, научить тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности. Из опыта работы
Опубликовано: 10 марта 2020 в 07:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД