Маргарита Федорович
Развитие межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Межличностное взаимодействие» в дошкольном возрасте можно рассматривать с нескольких сторон:
- во-первых, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек». Такое взаимодействие приводит к изменению детской деятельности, их поведения, отношения.
Публикация «Развитие межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-во-вторых, как «система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью», где действия «каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».
В раннем детстве на проявление интереса ребенка к взаимодействию со взрослом влияет предметная деятельность. Интерес к окружающим его предметам приводит к тому, что ребенок обращается ко взрослым, что приводит к усвоению и совершенствованию, ранее усвоенных им, невербальных (мимики, улыбки, жестов) и вербальных средств общения. В раннем возрасте развитию невербальных средств общения способствует подражание взрослым.
Речь взрослого начинает оказывать влияние на деятельность ребенка к двум годам, но только в трехлетнем возрасте речь взрослого будет полноправно воздействовать на ребенка, побуждая его действиям, прекращая ее. В этом возрасте в рамках взаимодействия со взрослым ребенок начинает проявлять свои волевые качества.
В двух-трехлетнем возрасте начинает зарождаться интерес к сверстникам, возникают инициативные проявления к ним, которое является одним из важных условий возникновения межличностного взаимодействия.
В трехлетнем возрасте взаимодействия со сверстниками преобразуется в игру, основанную на эмоциях и подражании. Игра еще имеет ситуативный характер, она пока кратковременная, нестабильна и спонтанна. В процессе нее могут возникать конфликты, поскольку дети еще не могут договариваться друг с другом. И только к четырем годам взрослый перестает быть предпочитаемым партнером для игры.
До конца дошкольного периода детства взрослый остается основным источником информации, норм и правил поведения, но в этом возрасте общение с другим ребенком становится наиболее интересно.
Для этого общения характерно: разнообразие коммуникативных действий, эмоциональность, нестандартность решений, инициативность деятельности. В ходе этого общения появляются такие формы поведения, как выражение обиды, притворство, не желание отвечать ребенку и т. д.
Эмоциональная насыщенность, другая отличающая сторона общения со сверстниками. В отличие от взаимодействия со взрослыми, детское общение более раскрепощенно и эмоционально. До конца дошкольного возраста общение со сверстниками более раскрепощённое, непредсказуемое, в отличие от общения со взрослыми. Во взаимодействии с ними ребенок придерживается определённых норм и правил. Другой отличительной особенностью детского общения является возникновение инициативной деятельности и ее преобладание над ответной. В этом возрасте еще важно личное действие или высказывание, а инициатива другого сверстника пока не вызывает такого интереса, в отличие от интереса к инициативе взрослого. Данную инициативу дети принимают чаще, в результате чего возникают конфликтные ситуации.
Этапы развития общения в дошкольном возрасте :
На первом этапе сверстник становится «партнером по эмоционально-практическому взаимодействию», основанное на подражании. Для второго этапа характерно «ситуативно-деловое сотрудничество» с другим ребенком. Они уже не просто выполняют действия рядом. Происходит деятельность в процессе которой распределяются роли, учитываются потребности сверстников. Взаимодействие определяет содержание деятельности.
На последнем этапе возникает внеситуативное общение, когда появляются игровые предпочтения, содержание общение перестает зависеть от действий или игрушек. Дети преимущественно взаимодействую с теми сверстниками, которые адекватны в общении взаимодействия. Итак, именно в дошкольном возрасте закладываются основы межличностного детского взаимодействия.
В пяти-шестилетнем возрасте дошкольники при выстраивании межличностного взаимодействия с детьми преимущество отдаются тем дошкольникам, у которых сформированы игровые умения, они неконфликтны. Процесс взаимодействия со сверстниками влияет на формирование у детей гуманных чувств: эмпатии, доброты, отзывчивости и др.
Дошкольники, которые не умеют сотрудничать, взаимодействовать с другими детьми в игре, не принимаются другими детьми в игру. Чаще всего это дети, неуверенные в себе, медлительные.
Готовность ребенка к межличностному взаимодействию со сверстниками является важнейшей составляющей начальных ключевых компетентностей дошкольника, влияющей на способность решать всевозможные проблемные ситуации.
Структуру межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками составляют следующие компоненты:
- мотивационно - эмоциональный (отношение к сверстнику как субъекту, потребность во взаимодействии с ним, проявление доброжелательности, чуткости, терпимости и т. д;
-когнитивный компонент (познание сверстника, способностью идентифицировать себя со сверстником, представлениями о видах и формах и способах взаимодействия, осознание цели и собственных мотивов взаимодействия);
- поведенческий, (выбор способов взаимодействия со сверстниками).
Детское межличностное взаимодействие в процессе совместной игровой деятельности рассматривается через внутреннее отношение к этой деятельности и к партнерам. Отношение ребенка к партнерам оказывает влияние на характер общения детей в процессе деятельности, управляя процессом совместной деятельности. К концу завершения дошкольного периода детства ребенок становится способен к сложным самостоятельным контактам со сверстниками. В это время происходит становление социального мышления, чувств и поведения, способность к децентрации, необходимости взаимопонимания, сопереживании и сотрудничестве. Взаимодействие приобретает характер субъект-субъектный и осознается его участниками как взаимодействие «на равных».
У детей к шести годам формируется чувство сопричастности к общему делу, осознание и переживание себя и других как «мы». Целенаправленное, систематическое, организованное педагогами освоение опыта взаимодействия со сверстниками в видах детской деятельности способствует достижению старшими дошкольниками уровня социально - личностного развития.
Таким образом, в дошкольный период детства одним из важнейших факторов, влияющим на развитие ребенка является общение. В процессе общения с ребенком происходит заложение основ межличностного взаимодействия не только со взрослыми и со сверстниками. До конца дошкольного периода детства взрослый остается основным источником информации, норм и правил поведения, но в этом возрасте общение с другим ребенком становится наиболее интересно. К завершению дошкольного периода детства межличностное взаимодействие детей приобретает субъект-субъектный характер и осознается его участниками как взаимодействие «на равных».