Наталья Игоревна Костюкова
Развитие мышления через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Ведущей деятельность в этом возрасте является игра. В ней развиваются действия и представления об окружающем мире, ориентация между людьми, первоначальные навыки кооперации. Игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Посредством игры развиваются все психические процессы ребёнка, в том числе и мышление. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Публикация «Развитие мышления через игровую деятельность» размещена в разделах
Выделяют три вида мышления : наглядно– действенное (познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками, наглядно- образное (познание происходит с помощью представлений предметов, явлений, словесно- логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно- действенное мышление проявляется тогда, когда ребёнок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Уже в три года ребёнок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолёты. Ищет ответ на вопрос, как и из чего сделано, разбирая игрушки на запчасти.
В старшем дошкольном возрасте получение информации из внешнего мира происходит через экспериментирование, исследовательскую деятельность.
Основная линия развития мышления – переход от наглядно– действенного к наглядно– образному и в конце периода – к словесному мышлению.
По определению А. В. Петровского, наглядно- образное мышление – это вид мышления, который связан с представлением ситуации и изменений в них. Действуя в уме с образами, ребёнок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путём решает стоящую перед ним задачу. Наблюдение за теми или иными явлениями, собственный опыт различных действий с предметами позволяют дошкольникам понять причины многих явлений. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребёнка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
Развитию мышления дошкольника способствуют все доступные виды деятельности : игра, конструирование, рисование, аппликация, лепка.
Как уже говорилось, наглядно- образное мышление является преобладающим видом мышления дошкольника. В развитии данного вида мышления лежат принципы : «Смотри и делай как я», «Усовершенствуй образец» или «Сделай не похоже».
Необходимо вовлекать детей в разного рода деятельности, способствующие углубленному познанию того или иного объекта.
Список использованной литературы:
1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
2. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М. : Изд-во Эксмо, 2004.
3. Словарь психолога- практика /Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. И доп. -Мн. : Харвест,2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. https://japsix.ru