Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Ольга Пономарева
Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пономарева О. В.

КОУ ВО «Центр сопровождения и развития ребенка»

В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья-не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

В нашем Центре находятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Основной задачей по охране жизни и здоровья наших воспитанников является создание здоровьесберегающей среды в Центре, обеспечивающей каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в Центре, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального подхода к каждому ребенку позволило разработать модель оздоровления в Центре, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.

Работа по оздоровлению детей проводится по следующим направлениям:

1. Профилактическое:

• обеспечение благоприятного течения адаптации под контролем медицинских работников, педагога-психолога, социального педагога и воспитателей;

• выполнение санитарно-гигиенического режима-создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания в Центре;

• предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики: самомассаж, закаливание, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы.

2. Организационное:

• организация здоровьесберегающей среды;

• диагностика физического развития, двигательной подготовленности детей;

• применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе: дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый игротренинг;

• организация двигательной активности в зависимости от уровня физического развития каждого воспитанника;

• обеспечение психологического комфорта.

Кроме того, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает:

общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

• элементы оздоровительного массажа;

• закаливающие процедуры - питье воды комнатной температуры, ходьба босиком по дорожкам с различными покрытиями и наполнителями;

• в летний период-солнечные, воздушные ванны, купание в бассейне;

• танцевальную ритмическую гимнастику, включающую несколько танцев различного темпа.

Данная гимнастика помогает ребенку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в Центре создана хорошая материальная база. Имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке Центра оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В начале каждого учебного года педагогами и медицинскими работниками проводится оценка физического и эмоционального развития детей. Составлены индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей группы, в которых учитываются индивидуальные особенности физического состояния здоровья каждого ребенка, перенесенные заболевания, эмоциональный настрой и намечаются пути индивидуальной коррекционно-образовательной работы с ребенком по выявленным проблемам. Результаты работы с ребенком фиксируются в индивидуальной программе.

Эффективность любой деятельности определяется прежде всего ее результатом. Систематические занятия на свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали положительные итоги: снизилась заболеваемость, уменьшилось количество часто болеющих детей.

Хочется отметить показатели в работе с детьми: хорошую посещаемость, активность детей, их интерес, желание в полную силу работать на занятиях. Наблюдая за детьми, можно отметить, что занятия им нравятся, они с желанием и старательно выполняют все задания педагога. Занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу.

Постоянно проводятся беседы, консультации, вечера встреч с родителями. Вместе проводятся соревнования: «Веселые старты», «Мы-ловкие и сильные», «День здоровья», фото-конкурсы «Всей семьей на старт», «Самая спортивная семья».

Благодаря введению данных форм работы происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята стали более доброжелательными друг к другу, снизился уровень тревожности, и, наоборот, повысился уровень коммуникативных навыков. Использование элементов психогимнастики помогает снять эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности.

На основе полученных результатов в рамках реализации областного межведомственного проекта «Живи долго!» была разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни и активного долголетия, которая реализуется по настоящее время. Целью программы является формирование у детей, их родителей и сотрудников Центра социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов нашего Центра, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с. ISBN 978-5-86775-813-4

2. Дошкольная педагогика, О. А. Копытова, Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / май / 2013, с. 4-6.

3. Дошкольная педагогика, М. В. Еромыгина, Методические рекомендации по испотльзованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / март / 2014, с. 46-47.

4. Никишина, И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением [Текст] / И. В. Никишина. -2-е изд., исправ. и допол. -М.: «Планета», 2013.-408 с. (Дошкольное образование, с. 186-188 - ISBN 978-5-91658-468-4

Публикации по теме:

«Воспитание навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста». Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все». А. Ж. ЛАБРЮЙЕР о здоровье говорил.

Воспитание навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья. Здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивости.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2015 в 15:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Фоторепортаж «Бархатный сезон на побережье Чёрного моря»
Сентябрь, но не уходит лето, С утра до ночи птичий звон, Природа солнышком согрета, Чудесный, бархатный сезон! Стоит прекрасная погода, Ни тучки в небе...
Оригами из цветной бумаги «Осенние друзья-листочки»
Осенние друзья листочки. Работа выполнена из цветной бумаги способом оригами. После того, как были сделаны листочки, пришла идея их "оживить" и...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Осенний букет» в средней группе
Цель: Формирование умения составлять композицию из готовых форм. Задачи: - Закрасить листья акварельными красками в соответствии с сезоном; - Аккуратно...