Оксана Викторовна Радченко
Развитие ориентировки в пространстве у сташих дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Радченко Оксана Викторовна воспитатель МБДОУ «Д/С №251» г. Ростов-на-Дону,
Ростовская область РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Аннотация:
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у сташих дошкольников» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В данной теме раскрывается проблема ориентировки в пространстве у старших дошкольников в процессе подвижных игр. Ведь начиная с младшей группы, педагоги обучают детей пользоваться ориентировочными действиями. В подготовительной группе к поступлению в школу дети осваивают ориентировку в пространстве, на себе, используют предлоги. Ключевые слова: пространство, подвижная игра, старшие дошкольники. Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространственных отношений (определение положение предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.). Пространственная ориентация необходима при передвижении. Только с её помощью человек может осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Эта ориентировка требует решения: 1. Постановка и выбор маршрута движения. 2. Сохранение направления в движении. 3. достижение цели. Единство чувственного и логического составляет основную закономерность развития познания в целом, времени и пространства, – в частности. Поэтому ограничение этого познания лишь чувственным освоением пространства грубо искажает действительную сущность развития ребенка и не позволяет понять сложнейший механизм пространственной ориентации человека, высшая нервная
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
деятельность которого и заключается в совместной работе обеих сигнальных систем. Становление такого единства чувственного и логического, возможно только на определенном уровне взаимосвязи двух сигнальных систем, длительный процесс отражения пространства человеком, совпадающий с периодами детства и отрочества. Начало этого процесса обнаруживается, именно в тот период, по истину, завершается структуре восприятия пространства составляющих её пространственноразличительной функций. Единство чувственного и логического составляет основную закономерность развития познания в целом, времени и пространства, – в частности. Поэтому ограничение этого познания лишь чувственным освоением пространства грубо искажает действительную сущность развития ребенка и не позволяет понять сложнейший механизм пространственной ориентации человека, высшая нервная деятельность которого заключается в совместной работе обеих сигнальных систем. становление такого единства чувственного и логического, возможно только на определенном уровне взаимосвязи двух сигнальных систем, длительный процесс отражения человеком, совпадающий с периодами детства и отрочества. Начало этого процесса обнаруживается, именно в тот период, который завершается освоением ребенком пространства, т. е. в 2–2 года жизни. Содержание и приемы формирования пространственных представлений были изучены в исследованиях Т. А. Мусеибовой, К. В. Назаренко. Исследованием способности дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями занимались Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализова. Формирование пространственной ориентировки – это сложный и длительный процесс, в котором основную роль играет целенаправленное руководство педагога, соответствующие обозначения словом двигательных действий, уточнение и определение пространственного расположения частей тела, предметов, собственного положения.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии
Дошкольная педагогика
Пространство – объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. В пространственную ориентировку входят оценка расстояний размеров, формы взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Любая деятельность, так или иначе, связана с ориентировкой в пространстве. В играх и на занятиях от ребенка требуется умение выделить положение предмета друг с другом или отдельных предметов между собой. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действия в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположении и взаимоположении предметов. В подвижной игре ориентировочная деятельность требует самостоятельного решения двигательных заданий. Они учатся быстро реагировать на изменения игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в группе, согласовывая свои движения с действиями сверстников.