Папки-передвижки

Занятия по развитию пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. 4-й год обучения.

Елена Петухова
Занятия по развитию пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. 4-й год обучения.
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1

Тема. Схема тела.

Цель: познакомить со схемой тела (на туловище вверху — голова, внизу — ноги, впереди — грудь, сзади — спина, по бокам — правая и левая руки).

Оборудование: схематический рисунок человека.

Ход занятия

Дефектолог показывает детям рисунок человека и предлагает назвать части его тела (у человека есть туловище, голова, ноги, руки). Выяснить у детей, где на туловище находится лова (вверху, ноги (внизу, руки (по бокам — справа и слева). Дефектолог добивается

называния пространственных терминов.

Публикация «Занятия по развитию пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников, 4-й год обучения,» размещена в разделах

Затем вызывает двух детей и предлагает одному из них показать части тела второго ребенка и сказать, где они находятся. Спрашивает, где у него грудь (впереди, спина (сзади).

Для воспитателя.

В свободное время предложите детям нарисовать человека. В беседе повторите части тела человека, спросите, как они расположены. Закрепите знание схемы тела на занятиях по лепке и рисованию. Рекомендуется дидактическая игра «Наши ручки, наши ножки». (Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель предлагает вытянуть руки и помахать ими, опустить на колени.)

Руки дружные, одна называется правая. Кто знает, где она? Поднимите ее. Кто знает, что мы делаем правой рукой?

Вторая рука — левая. Поднимите ее. Помашите, опустите на колено. Правая рука на правой ноге. Потопаем правой ногой. Левая рука на левой ноге. Потопаем левой ногой. Правой рукой возьмитесь за ушко — это правое ушко. Левой рукой возьмитесь за левое ушко. Правой рукой закройте правый глаз, левой — левый.

Занятие 2

Тема. Направления в пространстве.

Цель: формировать умение определять направления в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево) с помощью чувственных ориентиров.

Оборудование: резиновый мяч, кукла Незнайка, флажки.

Ход занятия

Дефектолог показывает детям Незнайку, который пришел к ним в гости. Предлагает Незнайке поиграть с мячом:

— Я буду бросать мяч, а ты говори, в какую сторону я бросила.

Или вызывает одного ребенка, который хочет поиграть с Незнайкой в мяч. Ребенок подбрасывает мяч вверх. Дефектолог спрашивает, куда бросили мяч. Незнайка в затруднении. Педагог предлагает детям помочь Незнайке. Добивается употребления пространственных терминов (вверх, вниз).

Незнайка увидел флажки и захотел помахать ими. Вызывается один ребенок, который будет говорить, в какую сторону Незнайка махнул флажком {вправо, влево). Дефектолог спрашивает у ребенка, как он догадался об этом (вправо — так как здесь правая рука). Если ребенок не может объяснить, то это делает дефектолог.

Для воспитателя.

Провести во время прогулки игры с мячом.

«Вверх—вниз». Воспитатель просит детей назвать направление, в котором он бросит мяч: вверх или вниз. Когда дети освоят игру, можно попросить детей по очереди бросать мяч.

«Вперед—назад». Дети становятся полукругом, держат в руках скакалки. Воспитатель говорит «вперед» — дети прыгают через скакалку вперед. То же самое назад. Если кто-то из детей не умеет прыгать через скакалку, достаточно перебрасывать ее вперед—назад. Сначала воспитатель сам показывает, как играть.

«Шаг вперед» или «Бравые солдаты». Дети выстраиваются на достаточном расстоянии друг от друга. Воспитатель дает команду: шаг вперед (назад, вправо, влево, иногда спрашивает, как дети определили направление (где лицо и грудь, правая и левая рука).

Занятие 3

Тема. Направление в пространстве.

Цель: упражнять детей в определении направлений пространства.

Оборудование: игрушечная машина, резиновый мяч.

Ход занятия

Дефектолог проводит игру «Прокати мяч (машину)», цель которой — учить передвигать игрушку в заданном направлении по слову или по образцу с последующим называнием этого направления.

Содержание: дефектолог приносит мяч (машину) и рассматривает игрушку вместе с детьми. Говорит, что ее можно бросать (катать) в разные стороны. Катит мяч вперед, назад, вправо, влево.

Затем предлагает 2—3 детям выполнить его команды. После каждого действия спрашивает у ребенка, куда он покатил мяч. Вместо мяча можно взять машину.

Для воспитателя.

Провести во время прогулки подвижные игры на использование знаний, полученных на занятии (см. предыдущее занятие).

При проведении сюжетно-ролевых игр «Мы идем в лес», «Шоферы», «Капитан на мостике» включать в игру движения в том или ином направлении. Например: а сейчас будет поворот вправо, держитесь крепче. Покажите рукой, в какую сторону мы повернем. и т. д.

Занятие 4

Тема. Направления пространства.

Цель: 1. Закрепить умение определять направления пространства.

2. Познакомить со схематическим обозначением направления пространства (с помощью стрелок).

Оборудование: фланелеграф, разноцветные рыбки из картона, стрелки из картона.

Ход занятия

Дефектолог «пускает» в аквариум рыбок. Обращает внимание детей на то, какие они красивые, разноцветные. Спрашивает у детей, какого цвета рыбки. Все рыбки плывут в разные стороны. Вызывает одного ребенка, предлагает выбрать рыбку и показать рукой, в какую сторону она плывет. «В какую сторону плывет рыбка, можно показать «стрелкой».Дефектолог дает ребенку картонную стрелку. Ребенок накладывает ее на фланелеграф. Так обозначается и путь остальных рыбок.

«По стрелочке всегда можно узнать, кто в какую сторону идет». Дефектолог показывает картинку с изображением двух мишек, которые идут в разные стороны. Предлагает дорисовать стрелками путь каждого.

Для воспитателя.

На прогулке предложить игру «Зайка потерялся». (Воспитатель чертит на площадке мелом стрелку, которая показывает, куда нужно идти искать зайку)

Занятие 5

Тема. Ориентирование в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Цель: продолжать учить определять положение относительно себя (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева).

Оборудование: цветные фишки.

Ход занятия

Дефектолог проводит дидактическую игру «Что справа».

Содержание. Дефектолог говорит детям, что все предметы спрятаны в разных местах, и предлагает определить, что где находится. Кто правильно определит, получит цветную фишку. Дети по очереди встают и находят предметы, которые стоят справа от них, слева, впереди, сзади.

Можно повернуться лицом к окну, двери, шкафу, тогда ориентиры изменятся.

Для воспитателя.

В свободное время провести подобную игру и вариант игры «Куда пойдешь, что найдешь».

Занятие 6

Тема. Ориентирование в пространстве с точкой отсчета «от другого объекта».

Цель: учить определять правую и левую руки у игрушки (человека, расположенной напротив.

Оборудование: кукла, лента длиной 15-20 см.

Ход занятия

Дефектолог приглашает в гости куклу Олю, предлагает детям с ней поздороваться. Какой рукой нужно здороваться?» (Правой.) Просит найти у себя правую руку, затем у куклы, расположенной напротив. Дефектолог учит производить поворот на 180° для нахождения правой и левой сторон у игрушки напротив: к себе спиной, найти правую (левую) руку и, держась за нее, повернуть к себе лицом. Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку бант, ленту.

Важно подчеркнуть, что так определяются правая и левая руки или ноги только у людей и у игрушек, имеющих такое же строение.

Дидактическая игра «Как мы здороваемся».

Занятие 7

Тема. Ориентирование в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Цель: учить определять положение предметов относительно себя, пользуясь чувственными ориентирами.

Оборудование: несколько пластмассовых елочек, игрушечные грибы, корзинка.

Ход занятия

Дефектолог расставляет в групповой комнате на полу елочки, под ними грибы. Говорит детям, что они сейчас пойдут в лес за грибами. Дефектолог выходит с корзинкой в центр площадки «леса» и делает вид, что ищет грибы. Спрашивает, кто из детей видит грибы. Вызывает одного ребенка, ставит на свое место; тот находит гриб. Дефектолог спрашивает, с какой стороны от него рос гриб. Ребенок должен ответить: «Справа (слева, сзади, впереди) отмени». Найденный гриб кладут в корзинку. Дефектолог просит ребенка сказать, как он догадался, что это справа (слева, впереди, сзади). «Потому что у меня здесь правая рука (левая рука, спина, грудь). При проведении игры точка отсчета должна быть постоянной. Возможно проведение аналогичного варианта игры с цветами.

Для воспитателя.

Воспитатель в свободное время проводит игру «Куда пойдешь, что найдешь».

Ход игры

Воспитатель расставляет в разных местах комнаты игрушки: справа за шкаф — мяч, слева за телевизор — куклу, впереди — грузовик, сзади — кубики и вызывает одного ребенка и просит его сказать, что и где он спрятал: «Куда ты хочешь пойти?» Ребенок выбирает направление, называет его, а затем говорит, где он нашел игрушку.

Занятие 8

Тема. Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от другого предмета».

Цель: учить ориентироваться в расположении предметов с точкой отсчета «от другого предмета».

Оборудование: игрушки-звери, игрушечный телевизор.

Ход занятия

Дефектолог повторяет с детьми, как определять правую и левую стороны у людей и животных. Затем проводит дидактическую игру «У мишки в гостях».

— К мишке в гости пришли звери, чтобы посмотреть телевизор. Стал мишка гостей рассаживать. Лису посадил справа от себя, зайку — слева, слоненка — сзади, а мышку — впереди от себя.

Дефектолог рассаживает зверей перед телевизором. И задает вопросы :

— Пока звери смотрят мультфильмы, Катя, скажи, с какой стороны от медведя сидит лиса? И т. д.

Для сильной подгруппы телевизор стоит задней частью, звери усаживаются лицом к детям, для слабой подгруппы телевизор стоит экраном к детям, а зверей сажают спиной к ним, чтобы дети могли найти правую и левую стороны без мысленного поворота на 180°.

Для воспитателя.

Воспитатель закрепляет умение определять пространственное положение предметов относительно других объектов в аналогичных проведенной выше дидактических играх. Например: «У куклы Оли именины».

Оборудование: кукольный стол с игрушечной посудой, несколько кукол.

Ход игры

Воспитатель говорит, что к кукле Оле пришли гости поздравить ее с именинами. Они принесли подарки, а Оля накрыла стол и стала их рассаживать. Катю посадила справа от себя, слева — Наташу, Лену — перед собой.

Кукол рассаживает воспитатель или дети по очереди. Далее воспитатель спрашивает у нескольких детей, где какая кукла сидит.

Занятие 9

Тема. Симметричные стороны тела.

Цель: 1. Дать представление о симметричных сторонах тела (правой и левой).

2. Дать представление об относительности чувственных ориентиров.

Оборудование: клоун в красно-синем костюме (одна сторона синяя, другая — красная).

Ход занятия

Дефектолог показывает детям клоуна, которого зовут Кеша.

Дети, к нам в гости из цирка пришел клоун. Давайте с ним поздороваемся. Посмотрите, какой у него замечательный костюм. Что в нем необычного (Одна сторона синего, другая — красного цвета.)

Поворачивает клоуна спиной.

Кеша забыл, где у него правая рука. Кто ему поможет? (Вызывается один ребенок.) А теперь покажи правую ногу.

Кто покажет Кеше, где у него левая рука (нога?

А теперь покажите всю правую сторону у клоуна.

Всю левую сторону.

Какого цвета костюм у клоуна с правой стороны? (Красный.)

Какого цвета костюм с левой стороны? (Синий.)

Вызванный ребенок одним обводящим движением захватывает соответствующую руку, часть туловища, ногу.

А теперь ко мне выйдет Саша. (Ребенок выходит, становится спиной.) Клоун Кеша покажет, где у Саши правая сторона. (Дефектолог берет в руки игрушку и показывает соответствующую руку, часть туловища и ногу.) Дети, правильно Кеша показал?

А что еще находится с правой стороны? (Если дети не догадываются, дефектолог рукой клоуна показывает бок на туловище, ухо, глаз, щеку. То же — с левой стороны.)

Дефектолог делает выводы:

Там, где правая рука, — у нас правая сторона, где левая рука — левая сторона.

Для воспитателя.

В свободное время предложить детям обвести по трафарету клоуна. Раскрасить его костюм с одной стороны красным, с другой — синим цветом, проведя перед этим серединную линию. Далее воспитатель просит показать всю правую сторону и сказать, каким цветом она закрашена, затем всю левую и т. д.

Занятие 10

Тема. Ориентировка в расположении предметов с точкой отсчета «от другого предмета».

Цель: дать представление о парности отношений справа-слева.

Оборудование: две куклы.

Ход занятия

Дефектолог показывает детям двух кукол.

Две подружки, Оля и Галя, вышли погулять и стали спорить, кто с какой стороны идет. Давайте им поможем. С какой стороны от Гали идет Оля? (С правой.) Как вы догадались?

Вызывается один ребенок, показывает, как он определял (найти у себя правую руку, повернуть куклу к себе спиной, найти у нее правую руку, повернуть к себе лицом).

Оля стоит от Гали справа, значит, у Гали здесь правая рука.

Аналогично определяют положение Гали. Дефектолог делает выводы, что если Галя стоит справа, то Оля — слева.

Публикации по теме:

Продуктивные виды деятельности в развитии глубоко умственно отсталых детей Проблема воспитания и обучения детей с глубокой умственно отсталостью не новая. Расширение опыта обучения детей с выраженными нарушениями.

Фотоотчёт по инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Второй год обучения.Фотоотчёт по инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Второй год обучения. Вышивка интересна не только взрослым но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой позволяют развивать творческие способности детей,.

Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20–25 минут) (2 год обучения, 2 квартал) Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20-25минут) (2год обучения, 2 квартал) Тема: «Понятия «длинный.

Конспект игры — занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в группе раннего возраста «Чьи перышки?» Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в группе раннего возраста «Чьи перышки?» Образовательная.

Конспект занятия по рисованию в группе для детей с ЗПР (1 год обучения) «Шишки на ёлке» Конспект занятия по рисованию в группе ЗПР 1 год обучения «Шишки на ёлке».[/b] Цель: Закреплять умения рисовать кистью, способом «примакивание»,.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по закреплению с детьми ориентировки в пространстве путем ориентировки на листе бумаги Тема. «Фигуры высшего пилотажа»Цель: • Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и приёмов в работе с детьми старшего дошкольного.

Особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям.

Открытый урок по природоведению для умственно отсталых детей «Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом» Ход урока: I. Организация начала урока Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы.

Сценарий Дня инвалидов в доме-интернате для умственно отсталых детей Сценарий мероприятия, посвященного Дню инвалидов. Автор: Мальцева Елена Евгеньевна, педагог дополнительного образования по театрализованной.

Планирование занятий по расширению ориентировки в окружающем мире (ясельная группа 2016–2017 учебный год) № п/п Темы Цели Планируемый результат 1 В гости к детям Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по развитию пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. 4-й год обучения.
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 08:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия по развитию пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. 4-й год обучения.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петухова (УИ 1131924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД