Дементьева Виктория
Развитие памяти детей пятого года жизни с нарушением речи в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Неустойчивость памяти у дошкольников с нарушением речи ведет к большим трудностям в учебном процесс, а далее во всей жизни. Следовательно, встает вопрос о необходимости проведения коррекционной работе в дошкольный период. А это, в свою очередь, требует специалистов, хорошо ориентирующих в вопросах коррекционной педагогике, специальной психологии, логопедии. Назрела необходимость разрешения следующих противоречий : между пониманием со стороны воспитателя важности развития речи для развития памяти и недостаточным уровнем его психолого-педагогической компетентности в решении этой проблемы, а также между готовностью воспитателя формировать детскую речь и развивать память и отсутствием материальной базы и методического обеспечения.
Публикация «Развитие памяти детей пятого года жизни с нарушением речи в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить необходимость в коррекционной работе по развитию памяти детей 4-5 летних детей с ОНР в изобразительной деятельности.
Объектом исследования: процесс развития памяти детей 4-5 лет с нарушениями речи в изобразительной деятельности.
Предмет исследования особенности развития памяти детей 4-5 лет жизни с нарушениями речи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основании психолого-педагогической литературы дать определение понятиям: «развития памяти», «нарушение речи», развитие памяти детей пятого года жизни в изобразительной деятельности;
2. Определить методики диагностики уровня развития памяти у детей 4-5 лет с нарушением речи и апробировать их на экспериментальной группе
3. Разработать конспекты занятий по развитию памяти детей пятого года жизни с нарушением речи в изобразительной деятельности;
4. Выявить эффективность проведения коррекционной работы по развитию памяти детей пятого года жизни с нарушениями речи в изобразительной деятельности.
В начале исследования была выдвинута следующая гипотеза:
развитие памяти детей 4-5 лет с нарушениями речи осуществляется эффективнее при использовании нетрадиционных техник в разнообразных методов и приемов, традиционных и нетрадиционных техниках в изобразительной деятельности.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ научной литературы по теме исследования);
-эмпирические (диагностические методики, в исследовании были использованы следующие методики: тест на слуховую память «10 слов» по Лурия А. Л. ; «Запомни и нарисуй» по Синцева В. ; тест для исследования тактильно-кинестетической памяти.
Были рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития памяти у детей 4-5 летнего возраста с нарушением речи в изобразительной деятельности.
нами были уточнены следующие понятия: память (в трактовке А. Р. Лурии, А. Р. Немова, И. А. Каирова, общее недоразвитие речи (в трактовке Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичивой, изобразительная деятельность (в трактовке Г. Григорьевой).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные направления исследования в ней:
- влияние речи на развитие памяти; особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОНР (Л. Е. Лазовская, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.);
- особенности изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста (Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Г. Г. Григорьева, Л. Г. Васильева);
- особенности изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением речи (В. Б. Белый, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Е. И. Игнатов).
Вместе с тем исследуемая проблема недостаточно полно и всесторонне освещена в психолого-педагогической литературе. Недостаточно исследованы:
- особенности изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста;
- роль изобразительной деятельности в развитии памяти у детей 4-5 летнего возраста с нарушением речи
- опыт работы дошкольных организаций по развитию памяти у детей 4-5 летнего возраста с нарушением речи в изобразительной деятельности.
Была предпринята попытка осветить проблему всесторонне.
В исследовании принимало участие 10 детей 4-5 лет с ОНР III уровня.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
Констатирующий этап: определены методики и методы диагностики развития памяти у дошкольников, проведена первичная диагностика среди детей экспериментальной группы.
Формирующий этап: проведена коррекционная работа с детьми экспериментальной группы по развитию памяти на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Контрольный этап: проведена повторная диагностика уровня развития памяти у детей экспериментальной группы и сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.
В качестве диагностических методик нами были использованы:
1. Методика «Запомни и нарисуй», автор В. Синцева.
Цель: изучение уровня кратковременной зрительной памяти.
2. Методика 2. «10 слов», автор А. Р. Лурия.
Цель: диагностика уровня слуховой памяти.
3. Методика «Исследование тактильно-кинестетической памяти».
Цель: провести сравнительный анализ развития памяти по разным модальностям, включая оценку не только слуховой и зрительной памяти, но и тактильно-кинетической.
Анализ результатов и первичной и повторной диагностики показали, что:
1) произошли изменения в количественных показателях: возросло количество детей, достигших среднего уровня в развитии кратковременной зрительной, слуховой и тактильной памяти; возросло количество детей, достигших высокого уровня в развитии тактильной и кинестетической памяти ; сократилось число детей, показавших низкий результат развития кратковременной зрительной, слуховой, тактильной и кинестетической памяти.
2) наиболее существенно изменились количественные показатели развития слуховой памяти : в два раза возросло число детей, достигших среднего уровня развития и почти в два раза сократилось число детей, показавших низкий результат. Вместе с тем слуховая память (особенно долговременная) у детей с ОНР развита хуже, чем зрительная и кинестетическая4
3) произошли изменения в качественных показателях: дети стали лучше запоминать и воспроизводить на рисунке мелкие детали (звезды, форточка, створка, ручка дверная); после предварительного прослушивания дети стали лучше запоминать слова, находящиеся в середине списка, при воспроизведении слов стали лучше определять на ощупь и запоминать их, а также лучше воспроизводить фигуры в воздухе вслед за взрослым и изображать их на листе бумаги карандашом.
То есть коррекционная работа способствовала появлению положительной тенденции в развитии памяти у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Коррекционная работа по развитию памяти предполагала проведение занятий по рисованию, лепки, аппликации, комбинированных занятий с применением разнообразных методов и приемов (рассматривание иллюстраций, репродукции картин, фотографий, детских рисунков, чтение стихов, сказок, рассказов, их обыгрывание, отгадывания загадок, дидактические игры, наблюдение за природой во время прогулки на территории детского сада, показ способа создания образца, показ движения рук во время лепки и др., традиционных и нетрадиционных техник (рисование кляксами, сюжетное рисование по памяти).
Несмотря на положительные тенденции, говорить о значительных изменениях преждевременно. По-прежнему у детей возникают трудности при произведении слов после 30 минутного перерыва без предварительного прослушивания. по-прежнему дети включают «лишнее» слово, то есть слова не входящие в список. Следовательно, работа по развитию памяти в изобразительной деятельности у детей с ОНР должна быть продолжена в старшей и подготовительной группе.