Анна Аппакова
Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в образовании возрастает потребность в формировании и развитии творческой личности ребенка-дошкольника. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Была разработана система сенсорного развития дошкольников.
Публикация «Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для того чтобы избежать многих проблем, способствовать плавному переходу во взрослую жизнь, а главное воспитать творчески развитую личность необходимо внедрение различных технологий в процесс обучения. В нашем детском саду активно используется полисенсорная технология.
Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств.
Ее цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада на полисенсорной основе. Сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада и его территории.
Были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы:
занятия "Предметный мир (ознакомление с окружающим)" ;
- «В лесу. Дикие животные» (путешествие в волшебных очках);
- «Новогодний праздник. Белая сказка» (ориентировка в пространстве).
занятия "Помощники, которые всегда с тобой" ;
Примерная тематика занятий:
- «Город мастеров. Радуга в бутылке»(бумага, мел, соль, пластиковые бутылочки);
- «Внимательные ручки и чудесный мешочек» (природный материал).
игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
Примерные игры-экспериментирования
- игры со светом "Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками",
- игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
- игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом;
Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.
Все мероприятия проходят в кабинете дефектолога. Занятия, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, которые побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с ним, обогащают свой чувственный опыт. При этом, дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности. Следует отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.
Успешное развитие детей зависит и от уровня подготовки педагогов. Поэтому на базе нашего детского сада ежеквартально проводятся лектории, «круглые столы», подготовка консультаций для повышения уровня знаний педагогов.
В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома" : практикумы, консультации, информационные листы, тематические выставки, дни открытых дверей, статьи в газету "Малыш", «Дошкольник» о сенсорных играх для дошкольников.
Таким образом, полисенсорная технология осуществляет качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира и адаптации в нем.
Литература:
1. Венгер А. Л. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1987.
2. Запорожец А. В., Венгер А. Л. Формирование восприятия у дошкольника. - М., 1997.
3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты. – М. ,1999.
4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1984.
5. А. В. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте. – М. ,1992 г.
5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. 1993 г.
7. Истомина З. М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста. – М. ,1989.
8. Мухин С. В. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста. – М. ,1999.
9. Стребелева Е. А, Венгер Е. А, Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М. ,2001.