Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования»

Валентина Родькина
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования»

Доклад на тему:

Развитие познавательной активности

дошкольников посредством детского

экспериментирования.

Выполнил:

Родькина В. Г. воспитатель

высшей квалификационной категории.

МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»

Республики Мордовия.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах

В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях.

Алгоритм построения познавательных занятий

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.

В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т. д. Совместно с родителями собирается разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей «РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие.

Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы, явления и помогают детям в этом творческом процессе.

Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и в наши дни.

Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.

Публикации по теме:

Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и познавательной активности дошкольников МАДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Северяночка» Творческий отчёт по проблеме: Влияние детского экспериментирования на развитие творческой и.

Оформление детского садаОформление детского сада Зимний сад создавался общими усилиями педагогов нашего детского сада. В зимнем саду создан уголок для экспериментирования. В планах создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 10:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД