Валентина Родькина
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Развитие познавательной активности
дошкольников посредством детского
экспериментирования.
Выполнил:
Родькина В. Г. воспитатель
высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»
Республики Мордовия.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.
Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях.
Алгоритм построения познавательных занятий
1. Интересное начало — точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).
3. Сообщения детей.
4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.
В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т. д. Совместно с родителями собирается разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.
Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей «РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие.
Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы, явления и помогают детям в этом творческом процессе.
Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и в наши дни.
Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.