Елена Ильина
Развитие познавательной мотивации воспитанников старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вода-источник жизни»
Цель проекта :
Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение свойства воды в разных состояниях (жидкое, газообразное, твердое).
Исходя из цели, были поставлены задачи:
• Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?
• Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё? Почему вода имеет разные состояния?
• Расширить представления о видах водоемов в Самарской области.
Публикация «Развитие познавательной мотивации воспитанников старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
• Исследовать свойства воды опытным путём.
• Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
• Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
• Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
• Развивать коммуникативные навыки детей.
• Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
По доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.
По характеру содержания – ребенок – взрослый.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – среднесрочный.
Проблема:
Каждый день мы употребляем воду и не знаем, чем она полезна.
Гипотеза:
Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с водой, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о воде как источнике жизни.
Основные принципы реализации проекта :
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Вводный этап
1. Беседа с детьми «Что мы знаем о воде?» Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные экспериментаторы».
3. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о воде из разных источников информации. Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
Основной этап
1. Беседа с детьми «Откуда берется вода?». Цель: Дать детям знания о добычи питьевой воды в Самарской области.
2. Изучение с детьми познавательной и научной литературы. Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о воде (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т. п.)
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств воды». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению воды и ее различных видах и определению ее основных свойств.
5. Творческая мастерская. Рисуем с помощью акварели (переводится, как водянистая). Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием акварельных красок.
6. Творческая мастерская. Лепка из теста «Любимая игрушка». Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.
7. Игра-путешествие «Экскурсия по Самарской области». Цель: Побуждать детей интересоваться красотами природными достопримечательностями Самарской области.
8. Опытно- экспериментальная деятельность : «Какая бывает вода?» задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без цвета, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
9. Опытно- экспериментальная деятельность : «Вода-растворитель. Очищение воды» задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
10. Опытно-экспериментальная деятельность «Как движется вода?» Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах воды.
11. Опытно-экспериментальная деятельность «Принятий воды, различных состояний». Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойствах воды.
12. Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие Капельки» задачи: познакомить детей с круговорот воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
13. Опытно-экспериментальная деятельность «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Задачи: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
14. Творческая игра «Цветок распустившийся на воде». Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о воде.
15. Доказательство- «Вода-источник жизни» : совместно с детьми поместить сухие семена (семена гороха) во влажную среду до прорастания, затем высаживание в грунт.
Итоговый этап:
1. Создание паспорта «Вода- источник жизни». Цель: Обобщить знания и элементарные представления о воде.
2. Презентация проекта «Вода- источник жизни». Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.
При реализации проекта были использованы методы и приемы:
• анализ познавательной литературы
• опытно-экспериментальная деятельность,
• исследовательская деятельность,
• наблюдения,
• творческая деятельность,
• игровая деятельность.
Технология реализации проекта :
Совместно с детьми был разработан подробный план деятельности. Поставлена цель: изучить свойства воды, полезные качества воды для здоровья человека, нахождение источников воды на территории Самарской области. Ребята решили, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, и тогда была сформирована творческая группа детей и родителей, которая стала ответственной за реализацию проекта.
С помощью взрослых мы подобрали познавательную, научную литературу и организовали книжную выставку «Вода- источник жизни». Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии природных достопримечательностей Самарской области; разновидностей состояний воды: (жидкость- питьевая, речная, морская вода; газообразное состояние- пар, туман, облака; твердое- лед, снег, иней); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с водой. Была организована творческая группа «Юный экспериментатор».
Вместе с детьми мы разработали законы:
• исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
• исследователь – друг живой и неживой природы;
• настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
• исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
• исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
• исследователь – активный участник походов в лес.
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества воды. Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски, джем и т. д.
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Как движется вода». Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Следующим нашим шагом была подбор литературы. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Родители помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о воде.
Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно приготовили тесто для лепки и вылепили замечательные работы «Любимая игрушка». Дети наглядно увидели, для чего нужна вода, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды, познакомились с водоемами родного края. Ребята использовали знания о воде в творческой игре «Цветок, распустившийся на воде», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о воде и ее путешествиях. Проследили удивительный процесс превращения сухого семечка в растение.
В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:
Вода полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека.
Вода- источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.
Вода в России, в том числе и в Самарской области есть практически везде, в отличие от других стран, где вода является дефицитом.
Заключительный этап проекта – грамотный и интересный рассказ о проведенном исследовании всем интересующимся людям (детям, родителям, воспитателям).
Литература:
1. Алябьева Е. В. «Природа. Сказки и игры для детей», Сфера, 2012
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Неизвестное рядом», Сфера, 2010
3. Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников», Учитель, 2011
4. Иванова А. И., «Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек, 2010
5. Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012