Папки-передвижки

Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы (20 фото)

Юлия Бортникова
Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Предпосылки функциональной грамотности закладываются уже в раннем возрасте. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия.

Публикация «Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО, Опыт работы» размещена в разделах

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

1. формирование речевой активности дошкольников;

2. формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ;

3. формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

4. формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Сегодня мне хотелось бы рассказать, о работе, которая ведется в нашей группе по формированию функциональной грамотности у детей раннего возраста.

Формирование предпосылок математической грамотности.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

Для того, чтобы каждый ребёнок проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, в нашей группе есть сенсорный уголок, куда помещены: настольно- печатные игры, различные виды мозаики, вкладыши, пирамидки, шнуровки, кубики, камешки Марблс.

Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы
Фото №1 Одна из важнейших задач современного образования формирование функционально грамотных людей

Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, играть индивидуально, совместно с другими детьми, небольшими подгруппами или в парах.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете применяются игры: «Разложи по цвету», «Покажи такой же цвет», «Найди пару». Данные игры учат детей обращать внимание на цвет предмета, уметь сравнивать цвета, находить предметы одного цвета, запоминать название основных четырех цветов (синий, красный, желтый, зеленый).

Фото №2 Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней

Для формирования представлений детей о величине мы используем игры: «Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Мамы и малыши», «Мама и детки», игры с матрешками. Данные игры позволяют детям сопоставить предметы по их величине, сформировать представление о понятиях «больше - меньше».

Фото №3 Предпосылки функциональной грамотности закладываются уже в раннем возрасте

Для формирования представлений о форме предметов мы учим детей различать и сравнивать предметы по форме, например, «Найди предмет такой же круглый как мяч». В этом нам помогают следующие игры: «Найди пару», «Покажи фигуру», «Найди предмет нужной формы».

В нашем детском саду есть сенсорная комната, которую мы с детьми регулярно посещаем. Здесь дети рисуют песком, расслабляются в бассейне с шариками под релаксирующую музыку, исследуют различные панно для развития мелкой моторики рук, играют в развивающие игры. релаксирующую музыку, исследуют различные панно для развития мелкой моторики рук, играют в развивающие игры.

Фото №4 Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического Фото №5 Развитие ребенка

Так же своей работе используем хэпенинг – нетрадиционный метод рисования. В раннем возрасте доступен такой вид хэпеннинга как рисование пальчиками и ладошкой.

Фото №6 Материалы для педагогов развития ребенка

Важным направлением реализации образовательной деятельности по сенсорному воспитанию мы считаем работу с родителями. Мы активно привлекали их к процессу разработки и изготовления пособий, что значительно повысило их заинтересованность в этом вопросе.

Так же в нашей группе прошел проект под названием «Цветная неделя» .Родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектной деятельности. Закрепляли с детьми дома основные цвета с помощью настольных игр, помогали детям раскрашивать раскраски, делать аппликации.

Формирование предпосылок социально-коммуникативной и читательской грамотности.

Развитие активной речи является основной задачей развития детей. Поэтому в нашей группе создан книжный уголок.

Фото №7 Причём все эти способности не возникают сами по себе как следствие маленького возраста ребёнка но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия

Он очень удобный, находится в постоянном доступе для детей. Книжный уголок наполнен художественной литературой согласно возрасту ребенка. В нем находятся русские народные сказки, прибаутки, книжки-считалочки, рассказы для самых маленьких, сборники стихотворений, книжки-малышки, которые создали родители совместно с малышами, игры и дидактические пособия изготовленные своими руками.

Речевое развитие детей мы планируем во всех видах деятельности. Начиная с утреннего приема детей в приемной. В течение всего дня режимные моменты сопровождаем речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, и т. д.).

Проговариваем действия с ребенком (например, умывание: «Идем умываться.

Фото №8 Публикация Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО Опыт работы размещена в разделах Младшая группа Обучение грамоте

Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот

мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе

помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под

водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри

личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук - вот так. Где полотенце?

Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Для развития дыхания и слуха в группе есть необходимые атрибуты: султанчики, снежинки, мыльные пузыри, клоун. Особое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики, для этого используем мозаики разного вида, различные шнуровки.

Одной из интересных методик являются игры с крупой. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.

Фото №9 Звуки буквы слоги Опыт работы практика Развитие ребенка

Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Благодаря пальчиковым играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Для активизации основных движений органов речи, мною было изготовлено игровое пособие «волшебный куб».

Фото №10 Материалы для педагогов Темочки Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на

Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных ( например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.)

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Фото №11 формирование речевой активности дошкольников

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности :

• Пополняются и обновляются атрибуты. Совместно с родителями нашей группы была создана многофункциональная ширма.

Фото №12 формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста

• Ежедневно проводим с детьми игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используем при этом фольклорный материал (потешки, прибаутки, заклички).

Проходят занятия по обыгрыванию стихотворений (эмоциональному состоянию героев).

• Детям показываем сказки с использованием разных видов театра.

В результате организации театрализованной деятельности в нашей группе происходит постепенное освоение детьми, формирование художественно-эстетического восприятия, а также эмоций, чувств, и творческих способностей детей.

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии.

В группе создан ковролинограф - ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа.

Фото №13 формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников

Используем ковролинограф как в организованной деятельности, так и в

свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. В нашей группе с родителями прошло совместное мероприятие: литературная гостиная «Книжки для малышек». Воспитатели рассказали родителям о ценности книги как средства развития и воспитания дошкольников, поиграли с родителями в игры для тренировки дикции и коммуникативных навыков, представили настольные игры по сказкам для детей, изготовленные своими руками. В заключении проведенного мероприятия, родители превратились в героев сказки и показали для своих детей театр по сказке «Репка».

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности.

Для формирования у детей основ естественно-научной грамотности, свою работу мы строим таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели.

Для успешного проведения опытов, исследований в нашей группе есть центр экспериментирования.

Фото №14 формирование социально коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

В нашем центре дети пользуются различными объектами и материалами, которые могут использовать для проведения экспериментов. Они могут сами выбирать, что им интересно, какие исследования хотят провести и какие ответы хотят найти. В ходе деятельности дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность.

Фото №15 Сегодня мне хотелось бы рассказать о работе которая ведется в нашей группе по формированию функциональной грамотности у детей раннего возраста

Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети раскрывают тайны природы, уточняют знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений.

Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, в группе оформлен центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых знакомлю детей с потребностями растений, учу находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. Дети систематически наблюдают, ухаживают за растениями.

Фото №16 Формирование предпосылок математической грамотности

В нашем детском саду создана общая «экологическая гостиная». Где обитают: кролик,черепахи, аквариумные рыбки. Мы с детьми наблюдаем и ухаживаем за питомцами. Так у детей формируется потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Фото №17 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей

В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.

В группе оформлен календарь природы, который позволяет детям наблюдать за погодой, прикреплять картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.

Фото №18 Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру играть индивидуально совместно с другими детьми небольшими подгруппами или в парах

Для успешной реализации поставленных задач по естественнонаучной грамотности, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. В апреле в соответствии с планом по воспитательной работе прошла весенняя акция «Трудовой десант», в которой приняли участие родители воспитанников. Родители активно приняли участие в уборке игровой площадки, а также высадили саженцы цветов на клумбу. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса.

Фото №19 Для правильного формирования у детей представлений о цвете применяются игры Разложи по цвету Покажи такой же цвет Найди пару
Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы
Опубликовано: 26 мая 2024 в 11:53
+245Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста в ДОО. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бортникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД