Папки-передвижки

Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике

Ольга Скопинцева
Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завер-шиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформ-ленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность при-ёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для до-стижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Публикация «Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике» размещена в разделах

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокуп-ность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчи-ка, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагмати-ческой педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно акту-альным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обуче-ния значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918, в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проек-тов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого рабо-тала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образова-тельную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не ис-пользовался вплоть до конца 80-х годов.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через це-лесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения кото-рой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, кото-рые еще предстоит приобрести.

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поис-ка. Но в результате воспитанники либо в самостоятельной деятельности, но чаще в совместных усилиях решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получая при этом реальный и ощути-мый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориен-тироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть поня-тия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, приме-нить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого ре-зультата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-риантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поиско-вых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов в рабо-те с детьми дошкольного возраста

1. Наличие значимой для детей, актуальной в данный момент про-блемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, «Почему у Наташи заболело ухо?», «Как на Земле появились горы?»)

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпо-лагаемых результатов (например, составление памятки для детей и роди-телей «Берегите слух», изготовление макета горной системы);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятель-ность детей, деятельность под руководством педагога.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода элементов "моз-говой атаки");

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение способов достижения результатов;

-обсуждение способов оформление конечных результатов (проведе-ние праздников, выставок, творческих отчетов, оформление книг, альбо-мов, пр.).

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию по-рождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режис-сёрской и т. д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода по-добрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, ко-гда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило че-ловечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Ис-следования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами от-дельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки де-тей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в соб-ственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот про-цесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает по-требностям активной детской натуры.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях явля-ется развитие свободной творческой личности ребенка, которое определя-ется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития :

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей,

2) развитие познавательных способностей,

3) развитие творческого воображения,

4) развитие творческого мышления,

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуа-ции (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской дея-тельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллекту-альной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения про-блемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствую-щие решению поставленной задачи, с использованием различ-ных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ве-дение конструктивной беседы в процессе совместной исследова-тельской деятельности.

Кроме того, важно помнить, что проектная деятельность начинает формироваться в возрасте от 3,5 – 4 до 5 лет на подражательно- испол-нительском уровне. В этом возрасте ребёнок выступает в качестве заказчи-ка проекта. К концу пятого года дети переходят на новый этап проекти-рования – развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстника-ми, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей 6 – 7 лет интенсивно формируются все стороны личности ребё нка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая. В этом возрасте происходит третий – творческий – этап развития проектной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект семинара «Знатоки проектного метода» Тема семинара ШМС : «Знатоки проектного метода» Автор: Султанова Эльмира Ниязиевна Место проведения семинара: МБДОУ «Детский сад «Горошек».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки проектного метода» Подготовила: Ст. воспитатель Смирнова Ю. В. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас поиграть со мной в игру, которая называется «Знатоки и умницы».

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых способностей Ход педсовета Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых и творческих способностей».

Презентация «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Федеральные государственные требования Внесение необходимых изменений в образовательную.

Использование проектного метода в работе дошкольного учреждения Использование проектного метода в работе дошкольного учреждения Аннотация В работе представлен опыт использования проектного метода в дошкольном.

Консультация «Развитие лексической стороны речи посредством проектного метода» «Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Эффективность проектного метода в работе с родителями и детьми раннего возраста в адаптационный период Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста «Ранний детский возраст является одним из ключевых.

Экологическое образование в дошкольной педагогике Пронина И. А., Рагузова А. Н. Экологическое образование в дошкольной педагогике Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 09:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД