Папки-передвижки

Консультация «Развитие лексической стороны речи посредством проектного метода»

Инесса Агаджанян
Консультация «Развитие лексической стороны речи посредством проектного метода»

«Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

К. Д. Ушинский

Публикация «Консультация „Развитие лексической стороны речи посредством проектного метода“» размещена в разделах

Речевое развитие, как определяет федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Значение речи в становлении личности ребёнка очень велико.

В дошкольном возрасте он должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе познания природного и предметного окружении, ознакомления их с произведениями художественной литературы и искусства, в процессе наблюдения, бесед со взрослыми и сверстниками.

Новые слова, которые дети узнают, закрепляются в сознании и памяти благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности. Педагогу необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение.

Нам нужно стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, то есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.

Именно благодаря проектному методу развиваются коммуникативные умения детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Взрослым необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям.

Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Поэтому на данном этапе проектный метод, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Так, при сборе информации, а это и поход в библиотеку, чтение и рассматривание книг, иллюстраций, просмотр фильмов, мультфильмов, у ребенка обогащается его внутренний мир, а вместе с ним и словарь.

Выделяют две группы методов обогащения словаря детей дошкольного возраста, используя проектный метод :

- методы накопления содержания детской речи;

- методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Используя проектный метод, для развития лексической стороны речи, мы решаем следующие задачи:

-ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

-раскрытие многозначности слова;

-расширение запаса синонимов и антонимов;

-формирование правильного употребления слова в связной речи.

Проектный метод включает в себя интеграцию пяти областей, где во всех видах деятельности: самостоятельной, совместной, происходит освоение словарного состава родного языка. Это является необходимым условием для развития грамматического строя, связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи детей. Расширяется работа над развитием словаря слов-синонимов, антонимов, прилагательных, глаголов. Она способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного повторения одних и тех же слов.

Подводя итог, хочется отметить, что использование проектного метода имеет огромное значение для образовательного процесса, так как

- направлена на создание лексической стороны речи,

- овладение словарем является признаком хорошо развитий речи и показателем уровня умственного развития ребенка,

- усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий,

- своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Благодаря проектному методу, активизируется речь ребенка за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами.

Публикации по теме:

Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.

Лэпбук — разновидность проектного методаЛэпбук — разновидность проектного метода Лэпбук (lapbook) – новая методика развития детей. Это одна из разновидностей проектного метода работы с дошкольниками. Современный лэпбук.

Конспект семинара «Знатоки проектного метода» Тема семинара ШМС : «Знатоки проектного метода» Автор: Султанова Эльмира Ниязиевна Место проведения семинара: МБДОУ «Детский сад «Горошек».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки проектного метода» Подготовила: Ст. воспитатель Смирнова Ю. В. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас поиграть со мной в игру, которая называется «Знатоки и умницы».

Дидактическая игра развития лексической стороны речи для старшей группыДидактическая игра развития лексической стороны речи для старшей группы Дидактическая игра развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса) Старшая группа Выполнил воспитатель старшей группы.

Вариативность использования проектного метода в ДОУ 1слайд: Титульный лист 2 слайд: Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является.

Картотека игр на развитие лексической стороны речи Игры на развитие обобщающих понятий. «Назови одним словом». Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Организация проектного метода в ДОУ Специфика организации проектного метода в дошкольном учреждении[/b] Орлова Т. Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр», г. Серпухов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие лексической стороны речи посредством проектного метода»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 00:45
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД