Лучший педагог года

Организация проектного метода в ДОУ

Орлова Татьяна
Организация проектного метода в ДОУ

Специфика организации проектного метода в дошкольном учреждении

[/b]

Орлова Т. Э., методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр», г. Серпухов

Слайд 1

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Слайд 2

Публикация «Организация проектного метода в ДОУ» размещена в разделах

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• комплексные блочно-тематические занятия;

• интегрированное занятие (с разной степенью интеграции);

метод проектов, как форма организации образовательного пространства.

Слайд 3

Выделяют три основных вида проектной деятельности : исследовательскую, нормативную и творческую.

• Исследовательская проектная деятельность чаще носит индивидуальный характер и предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

• Нормативная проектная деятельность предполагает работу по созданию новых норм (нормотворчество, основывающихся на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.

• В ходе творческой проектной деятельности создается новый продукт, ее отличительной особенностью является долгосрочность (только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели)

Слайд 4

Н. А. Виноградова выделяет следующие этапы работы над творческим проектом.

Подготовительный этап. На этом этапе формулируют проблемы, цели (зачем) и сроки, продумывают шаги по достижению цели, определяют сроки и состав участников, намечают содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения, распределяют обязанности и роли каждого.

Слайд 5

Выбор темы. Тема – это набор сведений и фактов об изучаемом предмете или явлении, реализуемых в проекте. Тема уже известна педагогу, а задача состоит в том, чтобы узнать, что нового в ней есть для детей и сделать так, чтобы тема гармонично влилась в образовательный процесс. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и соответствовать праздникам и знаменательным событиям. Происходящим в стране, детском саду или группе. Например, готовясь к празднованию Дня защитника отечества, дети рассматривают и обсуждают со взрослыми и сверстниками изображения военной техники, вооружения солдат разных родов войск [30]. При этом дети учатся коллективно общаться: находить место своему высказыванию в разговоре, поддерживать его тему и слушать других. Тема для всех едина, но каждый ребенок может выбрать самостоятельно ту область, которая ему наиболее интересна. Темами творческой проектной деятельности могут стать «Моя любимая мамочка», «Наша осень правда золотая», «Наш детский сад лучший?» и т. д.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проектная деятельность - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно, обсуждаются совместно с детьми.

Слайд 6

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям.

Слайд 7

Аналитический этап предполагает проведение совместного поиска информации в литературе, Интернете, у взрослых по различным интересующим вопросам.

Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу знать? Что надо для этого сделать? Эти вопросы будут планировать действия ребенка. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы (оборудования, пособия) использовать;

- с какими предметами научиться работать.

Слайд 8

Этап планирования. Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации. Происходит составление алгоритма действий, распределение обязанностей и поручений. Планирование процесса проекта педагогом состоит из: определения ключевого содержания, постановки образовательной задачи, продумывания проектов и видов деятельности. Хорошо продуманный план – залог успеха проекта. В ходе обсуждения воспитатель предлагает детям поделиться своими идеями по поводу предстоящего проекта, что дети и делают, используя диалогическую форму речи. Педагог отмечает наиболее оригинальные идеи, предлагает зарисовать их. Затем обсуждается, что необходимо для их реализации, дети демонстрируют свои работы, рассказывают о них, отвечают на вопросы взрослых и сверстников. В заключении этапа выбирается идея, которая будет реализована в ходе проекта.

Слайд 9

Основной этап. Выполнение проекта (практическая часть) предполагает выполнение намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, реализацию основных совместных действий.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Проводятся исследование темы, обобщение полученных данных, детей подводят к умению делать вывод по результатам совместных наблюдений и исследований. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные и игровые ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности по исследованию интересующих проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Слайд 10

Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего проекта. Для этого дети делятся на подгруппы, деятельность которых осуществляется с помощью взрослых. Объединение детей старшего дошкольного возраста в подгруппы для совместного выполнения задания в процессе проектной деятельности открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.

Слайд 11

Дети – активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, получают возможность осмысливать, создавать и предавать свой опыт с помощью обсуждения проведенных наблюдений, рисунков природы, музыки, развивают навыки общения, работы со сверстниками и взрослыми. Дети имеют возможность участвовать или не участвовать в проекте, начать и закончить его самостоятельно, что создает у ребенка ощущение самостоятельного выбора. На этом этапе важна положительная оценка педагога, акцентирование внимания на наиболее удачных действиях ребенка. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия».

Слайд 12

Презентационный этап. Проектная деятельность завершается созданием творческой работы. Это может быть праздник, выставка, спектакль, выпуск газеты и т. д. Изучение темы заканчивается презентацией – публичным представлением продукта проектной деятельности. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Слайд 13

Рефлексивный этап. Подведение итогов, определение задач для новых проектов. На этом этапе задаются вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца. Ребенок непременно должен ощутить результаты своего труда.

Слайд 14

На всех этапах проектной деятельности дошкольников педагог оказывает помощь разного характера: в формулировании проблемы, планировании деятельности, незаметном контроле за выполнением действий детьми.

Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности развиваются коммуникативные умения старших дошкольников, проявляющиеся в умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.

Лэпбук — разновидность проектного методаЛэпбук — разновидность проектного метода Лэпбук (lapbook) – новая методика развития детей. Это одна из разновидностей проектного метода работы с дошкольниками. Современный лэпбук.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему "Детям о православных праздниках"«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Вариативность использования проектного метода в ДОУ 1слайд: Титульный лист 2 слайд: Введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

Мастер-класс «Опыт использования проектного метода в логопедической практике» Слайд 1. Мастер-класс: «Опыт использования проектного метода в логопедической практике». Слайд 2. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне.

Реализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаРеализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - моя тема самообразования. Реализация проектной деятельности строится.

Семинар-практикум «Использование проектного метода в образовательном пространстве современного ДОУ»Семинар-практикум «Использование проектного метода в образовательном пространстве современного ДОУ» Тема «Использование проектного метода в образовательном процессе современного ДОУ» Форма организации: семинар-практикум Категория участников:.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проектного метода в ДОУ
Опубликовано: 27 июля 2018 в 10:01
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД