Марина Лагуткина
Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты проекта, алгоритм разработки и реализации, опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования.
Ключевые слова: метод проектов, проект, технология проектирования, проблемное и развивающие обучение
Публикация «Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Для полноценного личностного развития ребенка система дошкольного образования постоянно повышает требования к воспитательно - образовательному процессу. Ведь приоритеты и ценности, а так же педагогические средства и цели постоянно пересматриваются.
Педагогическая деятельность поставила собой новые задачи: личностное воспитание, умение общаться в обществе, уметь самостоятельно принимать решения, строить умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения.
Для решения этих задач необходимо чтобы и у педагога сформировались способности работать с ребенком и добиваться результата, воспитывать у него коммуникативные умения и навыки, развивать стремление самостоятельно мыслить не используя при этом авторитаризм педагога, а наоборот отходить от этого в организации учебно- воспитательного процесса.
Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что одним из эффективных средств решения данных задач является метод педагогического проектирования. Этот метод используется нами, педагогами, как одна из форм планирования и организации воспитательно - образовательной работы.
Метод по-нашему мнению способствует формированию компетентности педагогов, развитие креативности, поиска инновационных средств, а так же выработку исследовательских умений, развитие прогнозирования. Все это повышает качество воспитательно - образовательного процесса.
Американский педагог Уильям Кильпатрик считал, что проект- это «энергичная от всего сердца деятельность». Он был основоположником проектного метода в обучении.
В современном мире метод проектов уже активно используется в практике детских садов.
В определении сказано, что проектная деятельность это дидактическое средство активизации подготовительного и творческого развития ребенка, а так же формирование у него личностных качеств.
Реализация проекта и приобретенные знания в ходе него становятся достоянием личного опыта ребенка.
В ходе экспериментирования дети ищут ответы на вопросы и тем самым развивают свои коммуникативные навыки и творческие способности.
Благодаря использованию метода проекта в ходе воспитательно- образовательной деятельности, совместная деятельность ребенка и взрослого получается интересной, творческой и продуктивной.
Метод проектов актуален в современном мире поэтому в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, а так же педагогикой сотрудничества, проблемным и развивающим обучением.
Опираясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию, проектный метод формирует навыки сотрудничества и развивает познавательный интерес к различным областям областям знаний.
Можно сказать, что проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально- творческой деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок еще не может самостоятельно найте проблему и определить цель, поэтому проектная деятельность в воспитательно- образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса и испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка.
В младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей.
В средней группе дети начинают участвовать в создании проекта, а в старшей являются полноценными его участниками.
Первый шаг в создании проекта – выбор темы педагогом, затем воспитатель планирует тематический план на неделю по выбранной проблеме, где будет учитываться все виды детской деятельности. Разрабатывая план, особое внимание воспитатель должен уделить организации среды в группе и в ДОУ в целом. Среда должна помочь ребенку в поисковой деятельности и в развитии любознательности дошкольника.
После того как все условия для проектной деятельности подготовлены начинается совместная работа воспитателя с детьми.
Основные этапы разработки метода проектов :
1)Целепологание (педагог помогает ребенку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени).
2) Разработка проекта- план работы для достижения цели:
– к кому обращаться за помощью (педагогу, взрослому);
- где найти нужную информацию;
- какие предметы использовать (оборудование, принадлежности);
- предметы, с которыми необходимо работать для достижения цели.
3) Выполнение проекта- практическая часть.
4) Подведение итогов- определение задач для новых проектов.
Проекты подразделяются :
- творческие;
- исследовательские;
- информационные;
- игровые;
- практико - ориентированные и др.
Все проекты нуждаются в постоянном внимании и реализуются с помощью взрослых на всех этапах. Работа взрослых при использовании метода проектов заключается в необходимости «наводить «ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать интерес к ней и увлекать детей в совместную работу т. е. проект.
Итогом использования проектной деятельности в воспитательно- творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, а так же развитию личности ребенка это показать отличные результаты в педагогической деятельности.
По- моему мнению, метод проектов в работе с детьми в ДОУ это современный и оптимальный метод который занял достойное место в системе дошкольного образования.
Технология проектирования- это современное средство которое помогает обеспечивать совместный труд ребенка, педагога и родителей способом реализации личностно- ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Технология проектирования внедряется в нашем дошкольном учреждении уже много лет. Воспитателями было разработано и проведено более 70 проектов по разным направлениям.
В процессе разработки и реализации педагоги имеют возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личностного роста– от проекта к проекту.
Таким образом, метод проектов актуален и эффективен т. к. с помощью него ребенок экспериментирует, синтезирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, а все это поможет ему успешно и быстро адаптироваться в школе.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.