Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Марина Лагуткина
Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты проекта, алгоритм разработки и реализации, опыт работы дошкольного учреждения по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования.

Ключевые слова: метод проектов, проект, технология проектирования, проблемное и развивающие обучение

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Для полноценного личностного развития ребенка система дошкольного образования постоянно повышает требования к воспитательно - образовательному процессу. Ведь приоритеты и ценности, а так же педагогические средства и цели постоянно пересматриваются.

Педагогическая деятельность поставила собой новые задачи: личностное воспитание, умение общаться в обществе, уметь самостоятельно принимать решения, строить умозаключения и уметь отстаивать свою точку зрения.

Для решения этих задач необходимо чтобы и у педагога сформировались способности работать с ребенком и добиваться результата, воспитывать у него коммуникативные умения и навыки, развивать стремление самостоятельно мыслить не используя при этом авторитаризм педагога, а наоборот отходить от этого в организации учебно- воспитательного процесса.

Коллектив нашего дошкольного учреждения считает, что одним из эффективных средств решения данных задач является метод педагогического проектирования. Этот метод используется нами, педагогами, как одна из форм планирования и организации воспитательно - образовательной работы.

Метод по-нашему мнению способствует формированию компетентности педагогов, развитие креативности, поиска инновационных средств, а так же выработку исследовательских умений, развитие прогнозирования. Все это повышает качество воспитательно - образовательного процесса.

Американский педагог Уильям Кильпатрик считал, что проект- это «энергичная от всего сердца деятельность». Он был основоположником проектного метода в обучении.

В современном мире метод проектов уже активно используется в практике детских садов.

В определении сказано, что проектная деятельность это дидактическое средство активизации подготовительного и творческого развития ребенка, а так же формирование у него личностных качеств.

Реализация проекта и приобретенные знания в ходе него становятся достоянием личного опыта ребенка.

В ходе экспериментирования дети ищут ответы на вопросы и тем самым развивают свои коммуникативные навыки и творческие способности.

Благодаря использованию метода проекта в ходе воспитательно- образовательной деятельности, совместная деятельность ребенка и взрослого получается интересной, творческой и продуктивной.

Метод проектов актуален в современном мире поэтому в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, а так же педагогикой сотрудничества, проблемным и развивающим обучением.

Опираясь на личностно- ориентированный подход к обучению и воспитанию, проектный метод формирует навыки сотрудничества и развивает познавательный интерес к различным областям областям знаний.

Можно сказать, что проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально- творческой деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок еще не может самостоятельно найте проблему и определить цель, поэтому проектная деятельность в воспитательно- образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса и испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов своего ребенка.

В младших группах дети наблюдают за деятельностью педагога и родителей.

В средней группе дети начинают участвовать в создании проекта, а в старшей являются полноценными его участниками.

Первый шаг в создании проекта – выбор темы педагогом, затем воспитатель планирует тематический план на неделю по выбранной проблеме, где будет учитываться все виды детской деятельности. Разрабатывая план, особое внимание воспитатель должен уделить организации среды в группе и в ДОУ в целом. Среда должна помочь ребенку в поисковой деятельности и в развитии любознательности дошкольника.

После того как все условия для проектной деятельности подготовлены начинается совместная работа воспитателя с детьми.

Основные этапы разработки метода проектов:

1)Целепологание (педагог помогает ребенку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени).

2) Разработка проекта-план работы для достижения цели:

– к кому обращаться за помощью (педагогу, взрослому);

- где найти нужную информацию;

- какие предметы использовать (оборудование, принадлежности);

- предметы, с которыми необходимо работать для достижения цели.

3) Выполнение проекта- практическая часть.

4) Подведение итогов- определение задач для новых проектов.

Проекты подразделяются:

- творческие;

- исследовательские;

- информационные;

- игровые;

- практико - ориентированные и др.

Все проекты нуждаются в постоянном внимании и реализуются с помощью взрослых на всех этапах. Работа взрослых при использовании метода проектов заключается в необходимости «наводить «ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать интерес к ней и увлекать детей в совместную работу т. е. проект.

Итогом использования проектной деятельности в воспитательно- творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, а так же развитию личности ребенка это показать отличные результаты в педагогической деятельности.

По- моему мнению, метод проектов в работе с детьми в ДОУ это современный и оптимальный метод который занял достойное место в системе дошкольного образования.

Технология проектирования- это современное средство которое помогает обеспечивать совместный труд ребенка, педагога и родителей способом реализации личностно- ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Технология проектирования внедряется в нашем дошкольном учреждении уже много лет. Воспитателями было разработано и проведено более 70 проектов по разным направлениям.

В процессе разработки и реализации педагоги имеют возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личностного роста– от проекта к проекту.

Таким образом, метод проектов актуален и эффективен т. к. с помощью него ребенок экспериментирует, синтезирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, а все это поможет ему успешно и быстро адаптироваться в школе.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

Публикации по теме:

Презентация о театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Я — артист» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как.

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС XXI век - время стремительно изменяющегося мира. И мы современное поколение должны суметь не только сами приспособиться к новому, но и вырастить.

Адаптация детей в возрасте 2–3 лет в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей 2–3 лет является актуальной, так как от ее результатов зависит психическое и физическое развитие. Благоприятные.

Реализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаРеализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - моя тема самообразования. Реализация проектной деятельности строится.

Роль социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию,.

Опыт работы «Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. (из опыта работы воспитателей Емельяновой Н. В. и Москвичевой Т. В. МБДОУ «Детский.

Уголок природы в дошкольном образовательном учрежденииУголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Возрастные особенности детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении Ранний период жизни (1 -3 года) В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной,.

Автор публикации:
Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 14:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Конспект занятия «Открытка для мамы»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления открытки для мамы. Для этого нам потребуется: крафт бумага, картон двусторонний, бумага цветная,...
Коллективная работа по аппликации «Корзина подснежников для мамы» в старшей группе
Цель: Создание объёмной аппликации «Корзина подснежников для мамы» к празднику 8 Марта. Задачи: - Совершенствовать технику аппликации – составлять...
Спортивный праздник, посвященный 8 Марта – «Я и моя мамочка — спортивная парочка!»
Цель: Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы. Помочь лучше узнать...