ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Реализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - моя тема самообразования. Реализация проектной деятельности строится на основе данной темы.
Публикация «Реализация проектного метода в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и педагога.
Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
- формирование чувства гордости за свой народ;
- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Особо значимая часть в реализации проектной деятельности – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей.
Детский сад «Рябинушка» взял свое начало мини-проект «Моя семья – мое богатство».
В рамках проекта учитель хакасского языка и воспитатели проводили тематические собрания, праздники и развлечения, беседы о значимости укрепления семейных традиций и ценностей, умении и правильной передаче новому поколению (их детям) любви и уважения к предкам. Немаловажным являлся вопрос, касаемо сохранения природных богатств и родного хакасского языка в условиях современной семьи. Результатом проекта стало представление и творческая защита генеалогического древа семьи, в оформлении и красочном исполнении которых были задействованы как родители, так и педагоги.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет направления проектной работы с дошкольниками :
Мини-проект «Село мое родное» способствовал организации экскурсий по достопримечательностям родного села. Педагоги и воспитанники детского сада посетили таштыпский музей, пожарную службу, районную библиотеку и т. д., стали идейными вдохновителями и организаторами выставок творческих работ и рисунков «Это все вокруг нас», где в непосредственной форме выразили свое отношение к малой родине.
Долгосрочный проект «Душа Родины в слове», который был рассчитан на год, позволил с большим интересом продолжать работу по изучению произведений, разучиванию стихотворений, танцев на темы нравственного воспитания и патриотической направленности. Результатом проекта стало создание картотек пословиц и поговорок хакасского и русского народов, а также драматизации по наиболее полюбившимся воспитанникам сказкам, рассказам, легендам, этноса.
Реализация проектов проводилась с детьми старшей группы (выпускниками). Сейчас, когда я работаю с детьми второй младшей группы, моя работа продолжается, где мы с детками и родителями знакомимся с близким для них окружающим миром («Мой дом, моя крепость», «Моя любимая семья»).
В средней группе предполагаю провести следующие проекты – «Путешествие по малой Родине», «Российский солдат». В конце средней и старшей группах планирую углубленное изучение не только малой Родины, но и большой Родины, провести знакомство с разными странами.
Работа по патриотическому воспитанию проводится мною из года в год. Проектная деятельность является основой такой работы. Через знание государственной символики; мероприятий, посвященных государственным и народным календарным праздникам; спортивные конкурсы; тематическую образовательную деятельность по изучению природы, особенностей и традиций родного края педагоги стремятся прийти к новому продукту (результату, созданному ребенком не по шаблону, а по внутреннему ощущению. Возможно, осознание и любовь к Родине приходит к воспитаннику через аппликацию, рисунок, желание сыграть роль, спеть; а через желание содержать в чистоте свой дом или улицу, желание посадить цветок, дерево, прочитать книгу. И каждое такое желание является ценным и значимым результатом проектной деятельности. Если ребенок пропустил через себя – значит работа педагога не прошла даром, значит он сумел создать условия для пользы ребенка.
Организация проектной деятельности в детском саду происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей и родителей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.