Папки-передвижки

Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста

Лариса Соколова
Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста

Реализация познавательно-исследовательского проекта

для детей старшего дошкольного возраста

«Связь времен в семейных традициях и увлечениях»

в МБДОУ детском саду № 9 «Рябинка» г. Сергача

Авторы и участники проекта:

дети и родители подготовительной к школе группы № 2 «Солнышко»,

воспитатели Соколова Лариса Юрьевна,

Игнатьева Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель Гусева Наталья Владимировна

МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»,

г. Сергач, Нижегородская область

Публикация «Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательно-исследовательский проект «Связь времен в семейных традициях и увлечениях» начал реализовываться в нашем детском саду по инициативе детей, родителей и педагогов.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Проводя с детьми большую часть времени, в процессе бесед, совместной деятельности, наблюдая за общением детей друг с другом, мы заметили то, что дети очень мало знают о своих родителях, о бабушках и дедушках, где работают, чем занимаются, и почти ничего не знают о прабабушках и прадедушках. Многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер. Просто знакомых людей приписывают к членам своей семьи. Дети затрудняются назвать любимый праздник своей семьи, традиции и увлечения семьи. Не знают историю своего рода, своей семьи. Вот так совместно родилась идея проекта «Связь времен в семейных традициях и увлечениях».

Цель проекта: Расширить представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель, май).

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители, социокультурные партнеры: Сергачский краеведческий музей

им. В. А. Громова, Центральная детская библиотека.

Объект исследования: члены семьи.

Предмет исследования: родственная взаимосвязь между членами семьи.

Задачи проекта:

- Формировать представления о собственной семье, ее ценностях и традициях;

- Развивать познавательный интерес детей к прошлому, настоящему и будущему своей семьи;

- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, сочувствие, любовь и уважение ко всем членам семьи;

- Формировать элементарные представления детей о родословной свей семьи;

- Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности;

- Развивать любознательность и позитивную мотивацию;

- Способствовать применению полученных знаний в продуктивных видах деятельности;

- Привлечь сотрудников Сергачского краеведческого музея имени В. А. Громова, Центральной детской библиотеки им. С. И. Шуртакова для организации детских экскурсий, получения информации.

Способы и средства достижения результата:

- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей;

- Организация экскурсий и целевых прогулок;

- Организация ООД;

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;

- Чтение и обсуждение: сказок, рассказов, стихов о семье;

- Организация продуктивных видов детской деятельности;

- Организация дидактических игр;

- Показ слайдов, презентаций;

- Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества;

- Привлечение социокультурных партнеров;

- Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея.

Образ конечного результата:

- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно- исследовательской деятельности;

- Сформированы знания о семье, ее ценностях, традициях;

- Появилось желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими;

- Укрепились детско-родительские отношения;

- Созданы продукты совместной деятельности: альбом «Пословицы и поговорки о семье», альбом «Детские стихи о семье», альбом «Беседы по картинкам «Моя семья», альбом с репродукциями картин художников, картотека загадок о семье, книги для детей по теме «Семья», рассказы для детей, которые учат добру и справедливости, раскраски по теме «Семья», дидактические игры о семье «Семейный портрет», «Какой, какая», «Семейное древо», «Кто кому кто?», «Семья», творческие работы детей и родителей, медиатека «Детям о семье, лэпбук-шкатулка «Моя семья»; куклы в технике текстильной пластики.

- Подготовлены конспекты занятий, родительское собрание «Семейный альбом, или путешествие в прошлое моей семьи», консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»;

- Подготовлено интерактивное тестирование детей по проекту;

- Подготовлены слайды, презентации для детей и родителей «Семья», обучающая игра-презентация «Моя семья»;

- Создан мини-музей «Семейная мастерская».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 1 и 2 недели апреля;

Практический: 3 и 4 недели апреля, 1 и 2 недели мая;

Заключительный: 3 и 4 недели мая.

Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет; Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет; Бабыкина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи; Журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2015, Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.

Затем были определены социокультурные партнеры и изучены их возможности. Со всеми партнерами определили дату организации детской экскурсии.

Дальнейшие шаги подготовительного этапа:

- Составление плана работы над проектом;

- Подбор наглядного материала: фотографии, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы о семье, подбор слайдов, презентаций для детей и родителей;

- Разработка интерактивного тестирования по проекту. Первоначальная педагогическая диагностика;

- Разработка конспектов занятий, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;

- Подготовка проекта мини-музея «Семейная мастерская»;

- Планирование взаимодействия с родителями воспитанников.

Входная педагогическая диагностика по проекту заключалась в ответах детей на 5 вопросов:

1. Перечисли всех членов семьи, проживающих вместе с тобой.

2. Назови их полные имена (Фамилия, Имя, Отчество).

3. Знаешь ли ты дни рождения своих родственников?

4. Какие увлечения есть у членов твоей семьи?

5. Какие семейные традиции соблюдаются в твоей семье.

При анализе результатов выявилась проблема: мы заметили то, что дети очень мало знают о своих родителях, о бабушках и дедушках, и почти ничего не знают о прабабушках и прадедушках. Многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер. Просто знакомых людей приписывают к членам своей семьи. Дети затрудняются назвать любимый праздник своей семьи, традиции и увлечения семьи. Не знают историю своего рода, своей семьи.

Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о своей семье, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.

Практический этап. Вся дальнейшая работа над проектом была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, детей, педагогов. В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении альбомов, дидактических игр, пособий. Родителям предлагалось совместно с детьми найти загадки, пословицы, поговорки о семье, стихи, разучить их с детьми. Семья Вохминцевых изготовила лэпбук-шкатулку «Моя семья», в которой представлены семейные фотографии, стихи, пословицы о семье.

Семья Кругловых изготовили целую семью кукол (маму, папу, дедушку, бабушку и двух малышей – мальчика и девочку) из капроновых колготок (техника текстильной пластики).

С целью создания положительного эмоционального фона в семье и в детском саду, укрепления детско-родительских отношений в нашей группе «Солнышко» прошла акция «Ладошка в ладошке». В процесс были включены дошкольники и их семьи: родители, сестры и братья.

На цветной бумаге родители и дети обводили контуры своих рук и вырезали их. Ладошки накладывались друг на друга и скреплялись между собой, на них писали имена и фамилию семьи. Из ладошек получились веселые лучики - семьи. Дети приносили их в группу, где лучики - семьи стали частичкой большого, теплого, ласкового, доброго солнышка – солнышка, которое светит всем детям и родителям нашей большой группы – группы «Солнышко».

Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей стали многочисленные дидактичекие игры, раскраски, медиатека по проекту, альбомы: «Пословицы и поговорки о семье», «Детские стихи о семье», «Беседы по картинкам «Моя семья»», «Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», альбом с репродукциями картин художников, картотека загадок о семье, книги для детей по теме «Семья», рассказы для детей, которые учат добру и справедливости.

Было проведено родительское собрание «Путешествие в прошлое своей семьи».

В группе была организована выставка рисунков совместного творчества детей и родителей «Моя семья», выставка «Генеалогическое древо семьи», фотовыставка «Моя дружная семья».

Во время экскурсии в Центральную детскую библиотеку в игровой форме продолжилось знакомство детей с семейными традициями известных семей нашего города.

Во время экскурсии в Сергачский краеведческий музей имени В. А. Громова дети познакомились с житием святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев.

В процессе реализации проекта нами были созданы новые дидактические игры о семье «Семейный портрет», «Какой, какая», «Семейное древо», «Кто кому кто?».

На заключительном этапе проекта состоялось открытие мини-музея «Семейная мастерская» в подготовительной к школе группе № 2 «Солнышко», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.

Сравнительная диагностика по проекту показала положительную динамику. За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в сравнительной педагогической диагностике. Дети узнали свои корни, стали представлять, что такое род, родословная, семья. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «родной дом», «мои родственники» и др. В процессе работы над проектом мы как и дети более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. В ходе совместного проекта еще раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей необходима нам педагогам, и жизненно необходима детям. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения. Родители из наблюдателей превращаются в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от качества их общения со своими детьми и времени, которое они потратят на это.

На официальном сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя Соколовой Ларисы Юрьевны размещена информация о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом, презентации, конспекты НОД, фотографии.

Результатами реализации проекта мы начали делиться с педагогическим сообществом на международном образовательном портале МААМ. RU.

Проект планируем представить на РМО педагогов дошкольных

образовательных организаций Сергачского района по познавательному развитию; опубликовать статью о реализации проекта в газете «Сергачская жизнь» и на сайте ДОУ.

Библиографический список:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

2. Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

4. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

6. Бабыкина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М. : ТЦ Сфера, 2016.

7. Журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2015. – М. : ТЦ Сфера.

8. Зверева О. Х., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

9. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект познавательно-интегрированного занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять знания детей о соблюдении правил дорожного движения на улице, о дорожных знаках, и познакомить детей с экологическими.

Открытое занятия проекта для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в северный край»Открытое занятия проекта для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в северный край» Открытый показ НОД по ознакомлению с окружающим для родителей и педагогов ДО «Путешествие в северный край» Дата: 17 ноября 2016г. Место.

Презентация познавательно-исследовательского проекта «Что такое тень?» Познаем мир играя. Свет и тень - интересные факты. Старший дошкольный возраст Цель исследования:Рассмотреть природные и рукотворные источники.

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки» Авторы и участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы № 1 «Солнышко», воспитатели: Игнатьева Ольга Николаевна,.

Познавательно — исследовательский проект «Я живу в России» для детей старшего дошкольного возраста. Автором данной презентации являюсь я - Лушина Дарья Александровна, победитель районного конкурса в номинации "Педагогические надежды", который.

Познавательно-развлекательная викторина «Знайка» для детей старшего дошкольного возрастаПознавательно-развлекательная викторина «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста Цели и задачи: - развивать мышление, внимание, воображение; -поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; - воспитывать у детей.

Познавательно — творческий проект «Олонхо для детей старшего дошкольного возраста» Творческая группа «Кустук» МБДОУ №43 Детский сад «Улыбка» Степанова Р. С. Андреева В. Н. Дмитриева Л. Г. Полятинская Т. А. Наумова Е. Н. Слепцова.

Справка о проведении краткосрочного познавательно-исследовательского экологического проекта «Огород на подоконнике»Справка о проведении краткосрочного познавательно-исследовательского экологического проекта «Огород на подоконнике» Краткосрочный познавательно-исследовательский экологический проект «Огород на подоконнике» выполнила воспитатель средней группы Карагодина.

Сценарий праздника в рамках экологического познавательно-исследовательского проекта «Река нашего детства-Тавда» Команда «Экологический патруль». Девиз «Мы не хотим стоять в стороне! Мы за порядок на нашей земле». Течёт Тавда раздольно И красиво, Встречает.

Фотоотчет об экскурсии «Мир лошадей» в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт»Фотоотчет об экскурсии «Мир лошадей» в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт» «Вот верблюд, а на верблюде возят груз и ездят люди» Владимир Маяковский В рамках проекта «Транспорт», разработанного для детей 6 – 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июня 2017 в 11:07
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД