Получи документы

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки»

Ольга Игнатьева
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки»

Авторы и участники проекта:

дети и родители подготовительной

к школе группы № 1 «Солнышко»,

воспитатели:

Игнатьева Ольга Николаевна,

Соколова Лариса Юрьевна,

музыкальный руководитель

Гусева Наталья Владимировна.

Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение. Ручное производство валенок обходилось в «копеечку» и даже крестьяне среднего достатка с трудом покупали их.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Валенки“» размещена в разделах

Познавательно-исследовательский проект «Валенки» начал реализовываться в нашем детском саду по инициативе детей. А приступили к его разработке и в последствие, к реализации после того, как ребёнок нашей группа Егор Х. пришёл в детский сад в валенках. Дети стали спрашивать Егора, что это за сапоги? Из чего изготовлены? Где купили? Сами пытались найти ответы. Вспомнили, что у нас в городе до сих пор люди занимаются валянием валенок, родственников, которые этим занимаются. Детям захотелось больше узнать о валенках. Вот так совместно родилась идея проекта «Валенки». Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.

Именно проектная деятельность в контексте ФГОС ДО позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить её в виде значимого продукта – проекта.

Цель проекта: Расширить представление детей о валенках, их свойствах, производстве.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль, март)

Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель, социокультурные партнёры: Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова, Центральная детская библиотека.

Объект исследования: валенки.

Предмет исследования: взаимосвязь между технологией производства сырья и технологией валяния валенок, через исследовательскую и экспериментальную детскую деятельность.

Задачи проекта:

- Развивать в детях познавательную мотивацию, расширять кругозор и интерес к валенкам как к продукту производства человека;

-Познакомить детей с историей и особенностями Сергачского валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;

-Сформировать у детей элементарные представления о свойствах валенок через опытническую и экспериментальную деятельность;

- Познакомить детей с положительными свойствами валенок, влияющими на здоровье человека;

- Воспитывать в детях чувство гордости за Сергачский край, в котором до сих пор занимаются производством валенок;

- Воспитывать у детей уважение к людям, которые сохраняют народные традиции и передают их новому поколению;

- Привлечь родителей к поиску малых форм русского фольклора, связанных с валенками;

- Привлечь сотрудников Сергачского краеведческого музея им. В. А. Громова для организации экскурсий, получения информации.

- Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.

- Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Способы и средства достижения результата:

- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей

- Организация опытнической и исследовательской деятельности

- Организация экскурсий

- Организация ООД

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин

- Чтение и обсуждение рассказов, статей, публикаций

- Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация

- Организация дидактических игр

- Показ слайдов, презентаций

- Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества

- Участие детей, родителей и педагогов в совместной акции «Обувайте валенки!»

- Привлечение социокультурных партнёров

- Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея «Русский валенок»

Образ конечного результата:

- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности;

- Дети знакомы с историей и особенностями Сергачского валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;

- Сформированы представления детей о валенках, их свойствах, процессе изготовления;

- Сформированы представления детей о положительном влиянии валенок на здоровье человека;

- Созданы продукты совместной деятельности: альбомы «Всё о валенках», «Писатели – детям о валенках», альбом с репродукциями картин «Валенки», книга загадок, примет, пословиц и поговорок, связанных с валенками, альбом «Стихи о валенках», дидактические игры «Укрась валенок», «Что лишнее?», «Кому какие?», индивидуальные творческие работы детей, индивидуальные творческие работы детей и родителей;

- Подготовлены конспекты занятий, экскурсий, детско - родительская акция «Обувайте валенки!»;

- Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей «Эх, валенки!», «Виды и свойства валенок»;

- Создание медиатеки

- Создан мини-музей «Русские валенки».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: 2 и 3 недели января.

Практический: 4 неделя января – 1-4 недели февраля.

Заключительный: 1 неделя марта

Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа 6-7 лет; Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет; Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Затем были определены социокультурные партнёры и изучены их возможности. В Сергачском краеведческом музее с нами поделились информацией о истории традиционного промысла и процессе валяния валенок в городе Сергаче. В Центральной детской библиотеке посоветовали детскую периодическую литературу. Со всеми партнёрами определили дату организации детской экскурсии. Дальнейшие шаги подготовительного этапа:

- Составление плана работы над проектом;

- Подбор наглядного материала: иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы о валенках, подбор слайдов, презентаций для детей и родителей;

-Первоначальная педагогическая диагностика;

- Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;

- Подготовка проекта мини-музея «Русские валенки»;

- Спланировано взаимодействие с родителями воспитанников.

Входная педагогическая диагностика по проекту, заключалась в ответах детей на 7 вопросов:

1. Что такое валенки?

2. Из чего изготавливают валенки?

3. Назови свойства валенок.

4. Почему валенки носят только зимой?

5. Всегда ли можно носить валенки зимой?

6. В чём польза валенок?

7. Кто в нашем городе, занимается изготовлением валенок?

Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о валенках, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.

Практический этап проекта начался со знакомства детей с валенками, их свойствами в процессе организации ООД. В процессе организации исследовательской и экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами и особенностями валенок.

Во время экскурсии в Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова дети посетили экспозицию «Русский валенок», узнали много нового о традиционном промысле нашей местности, углубились в историю появления промысла, в технологию изготовления валенок. Сотрудниками музея детям была показана презентация, из которой дети узнали много полезного и интересного о валенках. О том, что валенки – это зимняя, теплая обувь, изготавливаемая из овечьей шерсти с помощью валяния. Валенки способны не только согреть в самые сильные морозы, но и помогают при многих заболеваниях. Валенки еще называют «чесанками» и «катанками». На Руси семья, имеющая в доме хотя бы одну пару валенок, считалась зажиточной, богатой. В валенках ходили такие известные люди, как Петр 1 и Екатерина Великая. Детям показали самые большие валенки высотой 2 метра, и самые маленькие – с ноготок. Валенки были и остаются популярными в наше время. Их украшают вышивкой, бисером, аппликацией. Изготавливают сувенирные валеночки. Одна из народных примет гласит, что в каждом доме обязательно должны быть валенки. Хотя бы сувенирные. В один валенок нужно положить монетку, а в другой конфетку. Тогда жизнь будет богатой и сладкой.

Акция «Обувайте валенки!» родилась так же по инициативе детей. Однажды, гуляя на территории детского сада, Лиза сказала, что у неё замёрзли ноги, а Ксюша, она была в валенках, сказала, что её ножкам тепло. И мы решили с детьми всем посоветовать обувать валенки и взрослым и детям. Вскоре мы подготовили плакаты «Дети, обувайте валенки!» и отправились их развешивать на информационный стенд и входную дверь детского сада.

В процессе реализации проекта мы придумали новые дидактические игры «Укрась валенки», «Что лишнее?», «Кому какие?». Родителям предлагалось совместно с детьми найти загадки, пословицы, поговорки о валенках, разучить их с детьми. Свои новые впечатления дети передавали в индивидуальных творческих работах. Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей стали многочисленные альбомы и книги по проекту.

На заключительном этапе проекта состоялось открытие мини-музея «Русские валенки» в подготовительной к школе группе № 1 «Солнышко», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.

Сравнительная диагностика по проекту показала положительную динамику. Знания детей по проекту оказались сформированы на 94 %.

Итоговым мероприятием по проекту стало развлечение для детей «Ай, да валенки!». Дети отгадывали загадки о валенках, танцевали танец «Валенки», участвовали в конкурсах, где главным атрибутом был валенок.

На официальном сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя Игнатьевой Ольги Николаевны размещена информация о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом, много интересных презентаций, конспектов ООД, фотографий. Результатами реализации проекта мы начали делиться с педагогическим сообществом на международном образовательном портале МААМ. RU. Проект планируем представить на РМО педагогов дошкольных образовательных организаций Сергачского района по познавательному развитию. Опубликовать статью о реализации проекта в газете «Сергачская жизнь».

Библиографический список

1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

2. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

3. Веракса, Н. Е., Галимив, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

4. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

5. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

6. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

7. Громов, В. А. Сергачское притяжение: Историко-краеведческие очерки, - 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: Издательство «Штрих», 2001.

8. Литературно-краеведческий альманах. Сергач. Выпуск второй. – Нижний Новгород, 2013 .

Публикации по теме:

Познавательно — исследовательский проект для детей старшего возраста «Зимний огород» Краткосрочный познавательно – исследовательский проект «Зимний огород» Тема проекта: «Зимний огород» Актуальность проекта. Влияние окружающего.

Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Лук от семи недуг» .

Познавательно-исследовательский проект песок. Глина. Камни для детей старшего дошкольного возраста.Познавательно-исследовательский проект песок. Глина. Камни для детей старшего дошкольного возраста. вид проекта: познавательно-исследовательский продолжительность: долгосрочный Цель проекта: Способствовать интеллектуальному и творческому.

Познавательно — исследовательский проект «Весёлые — матрёшки» с детьми дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Познавательно – исследовательский проект «Весёлые матрёшки».

Познавательно — творческий проект для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Куклы бабушкиного детства» Познавательно – творческий проект «Куклы бабушкиного детства», 2017г. Составили воспитатели: Ярославцева О. В., Крашенинникова Л. В. Актуальность:.

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Новый год у ворот» Краткосрочный познавательно-творческий проект «Новый год у ворот» Выполнил: Старыгина Елена Витальевна (ФИО) воспитатель (должность).

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Витамины-наши лучшие друзья» Пояснительная записка Здоровый образ жизни, как написано в толковом словаре, предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнение.

Познавательно — творческий проект «Олонхо для детей старшего дошкольного возраста» Творческая группа «Кустук» МБДОУ №43 Детский сад «Улыбка» Степанова Р. С. Андреева В. Н. Дмитриева Л. Г. Полятинская Т. А. Наумова Е. Н. Слепцова.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Есть игрушки у меня…» Краткое описание проекта: Для каждого периода развития ребёнка характерна своя ведущая деятельность, которая определяет интересы и соответствующее.

Сценарий для старшего дошкольного возраста «Валенки, да валенки!»Сценарий для старшего дошкольного возраста «Валенки, да валенки!» В нашем детском саду "Сказка" прошёл замечательный праздник "Валенки, да валенки" Готовились все: дети, педагоги и родители. Наши родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки»
Опубликовано: 12 марта 2017 в 14:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД