Ярославцева Ольга
Познавательно — творческий проект для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Куклы бабушкиного детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект «Куклы бабушкиного детства», 2017г.
Составили воспитатели: Ярославцева О. В., Крашенинникова Л. В.
Актуальность:
Родная культура должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Народная тряпичная кукла, как часть родной культуры, насыщает жизнь ребенка гармонией, радостью, делится с ним народной мудростью, отвлекает от техногенности окружающего его взрослого мира. Рукотворная тряпичная кукла несет в себе искру семейного счастья, оберегает от болезней и злых людей, учит заботе и любви. Это значит, что знакомство и дальнейшее изучение народной куклы как элемента народной культуры поможет детям приобщиться к самобытности русского народа, поможет воспитанию духовности целого поколения людей.
Публикация «Познавательно — творческий проект для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) „Куклы бабушкиного детства“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: познавательный, творческий.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.
Проблема:
Окружение современных детей – это говорящие электронные игрушки и гаджеты. Ребенок с трудом ориентируется в потоке окружающей его информации, пытается выделить нужное для собственного развития. Стремление родителей к тому, чтобы ребенок как можно раньше был готов к школе и освоил как можно больше технических устройств, разрушающе действует на его душу, поэтому даже кратковременное погружение ребенка в среду народной культуры, изучение и создание своими руками самого загадочного носителя культуры – тряпичной куклы, поможет малышу почувствовать себя частью огромного народа, прикоснуться к тайным страницам истории своей родины.
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа посредством русской народной тряпичной куклы.
Задачи проекта:
• Расширять представления дошкольников об истории возникновения кукол.
• Знакомить с видами народных тряпичных кукол.
• Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
• Учить связному рассказыванию на основе экспонатов мини – музея.
• Воспитывать интерес к культуре своего народа.
• Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Методический инструментарий;
• Мини-музей «Русская изба»;
• Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, проектор, экран, флэш-накопитель, фонотека);
• Наглядный материал:
o Презентация «Кукла – оберег «Пеленашка»;
o Демонстрационный материал: альбом «Куклы наших бабушек» (игровые, обереговые, обрядовые);
o Кусочки ткани, нитки для изготовления кукол.
• Подборка художественной литературы.
Планируемые результаты:
• Расширяются представления дошкольников об истории возникновения кукол.
• Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, знают названия традиционных русских кукол, их назначение.
• Научаются изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
• У детей воспитывается интерес к культуре своего народа.
• Обогащается активный словарь детей, развивается связная речь.
• Развиваются творческие способности детей в конструктивно – модельной деятельности.
• Родители вовлечены в педагогический процесс, укрепляется заинтересованность родителей в сотрудничестве с детьми воспитателями группы.
Продукт проекта:
• Мини – музей «Куклы бабушкиного детства»;
• Кукла – оберег «Пеленашка»;
• Экскурсия по экспозиции мини – музея для детей детского сада;
• Книжка – раскладушка «Народные тряпичные куклы» (обереговые куклы).
Работа с родителями:
• Анкетирование для родителей «Что вы знаете об истории тряпичной куклы».
• Консультация «Расскажите детям о кукле».
Содержание проекта
Подготовительный этап:
• подготовка презентационного и иллюстративного материала;
• подбор художественной литературы;
• подбор игр;
• подбор материалов для изготовления куклы-оберега Пеленашка.
• опрос детей с целью выявления знаний о русской народной кукле.
Основной этап:
1. Беседа «Как появилась тряпичная куколка?».
2. Беседа «Для каждой заботы – своя кукла-помощница» (подготовка детей к проведению экскурсии).
3. Беседа «Как русская изба обустроена была».
4. НОД «Куклы - обереги».
5. НОД «Бабушкины куклы-обереги».
6. Составление связного рассказа на основе личного опыта «Моя любимая куколка».
7. Составление связного рассказа (на основе беседы с бабушкой, мамой) «Любимая куколка моей бабушки».
8. Восприятие художественной литературы: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», колыбельная песня «Люли-люли, люленьки», Н. Телешова «Крупеничка».
9. Словесные игры «Назови ласково», «Угадай, что за кукла».
10. Интервьюирование детей «Что такое народная кукла?».
11. Пальчиковая гимнастика «Кукла», «Хозяйка».
12. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери» (сюжет: «Укладываем куклу спать», «Уборка в доме», «Гостей приглашаем – за стол сажаем»).
13. Просмотр презентации «Кукла – оберег «Пеленашка», рассматривание презентационного альбома «Куклы наших бабушек».
14. Разучивание игры «У Маланьи, у старушки».
Творческий этап:
1. НОД «Изготовление куклы – оберега «Пеленашка»;
2. Рисование на тему «Моя кукла»;
3. Аппликация «Узор для полотенца»;
4. Лепка «Мой оберег»;
Заключительный этап:
1. Выставка детских творческих работ;
2. Создание мини – музея «Куклы бабушкиного детства»;
3. Проведение экскурсий по экспозиции мини – музея для детей детского сада.
Вывод:
В результате организованного познавательного проекта дети познакомились с новыми видами народных тряпичных кукол, узнали об их предназначении в жизни русского народа, попробовали самостоятельно изготовить куклу – оберег, а затем и создать мини – музей народной куклы. Дети настолько прониклись «кукольной сказкой», что смогли провести интересные экскурсии для детей других групп детского сада и увлеченно рассказать о том, что недавно узнали сами.
Процесс изготовления куклы – оберега для детей оказался непростым, однако, они справились и смогли научить своих родителей делать тряпичную куколку.
Считаем, что проект своей цели достиг.
Приложение 1
Опросник для детей:
Выясняем интересы и потребности детей по данной теме:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Какие куклы бывают, как думаешь?
3. Что значит «народная кукла»?
4. Есть ли у тебя дома тряпичная кукла?
5. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
6. Знаешь ли ты, для чего изготавливали тряпичных кукол?
7. Любишь ли игрушки, сделанные своими руками?
8. Что нужно для изготовления народной куклы?
9. Ты изготавливал когда-нибудь тряпичную куколку?
10. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Опросник для родителей:
1. Какими игрушками Вы часто играли в детстве?
2. Назовите свою самую любимую игрушку?
3. Хранятся ли у Вас тряпичные куклы? Почему?
4. Что бы Вы могли рассказать своему ребенку о народных тряпичных куклах?
Приложение 2
Сказка
Жила-была на свете девочка Василиса. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка позвала Василису и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой», - сказала матушка. После смерти мамы, Василиса стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было. Мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда Василиса куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром все дела Василисы переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором Василиса живет. Стала кукла для Василисы и подружкой и оберегом.
Беседа.
Что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей).
Обратите внимание на слово: оберег оберегает.
Оберег – это талисман, амулет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали такие обереги сами. Часто оберег был в виде куклы, как вы думаете, почему?
Приложение 3
Игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)