Получи документы

Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Ольга Скворцова
Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интер-нета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Что-бы они были успешными, умело ориентировались в постоянно рас-тущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро вос-принимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, нахо-дить неординарные решения в различных ситуациях.

Многочисленные исследования учёных и наблюдения практиков (Н. Н. Подъякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир) гово-рят о том, что наиболее интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте.

Публикация «Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Активно исследовательско-творческое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накоп-ленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам. И педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребенку до-школьного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать истину. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель: Развитие исследовательской активности у детей старшего до-школьного возраста методом физического эксперимента.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу о влиянии исследовательской деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.

Разработать методические рекомендации по экспериментально- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Создать условия для проектно-исследовательской деятельности.

Развить собственный познавательный опыт об окружающем ми-ре детей старшего дошкольного возраста через знакомство с основными физическими свойствами.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Работая по программе «Детство» и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, я стремлюсь создать условия для исследовательской активности ребёнка.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав программно-методическое обеспечение и диагностические крите-рии результативности, откорректировала перспективное и кален-дарное планирование, провела подборку игр-экспериментов с раз-ными предметами и включила их в образовательный процесс. Большую помощь в работе оказывал педагог-психолог, он проводил консультации для родителей.

В начале года провела диагностирование исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию использовала систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, её направленностью на самостоятельное ис-следование, экспериментирование, проводила уточняющие беседы, а так же использовала практические ситуации (Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой, Л. Н. Прохоровой).

Выявлена слабая заинтересованность детей к исследовательской деятельности. Дети не умели вырабатывать гипотезы, самостоятельно прогнозировать ход эксперимента.

Данные диагностики свидетельствовали о необходимости целена-правленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Результаты анкетирования родителей на начало года показали, что 75% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка

Был проведен опрос, результаты которого показали, что более 60 % родителей, заинтересованы в исследовательской активности своих детей. А у оставшихся 40%, проявлялось некое равнодушие к участию в исследовательской деятельности.

Работа с детьми велась в трё х направлениях: совместная деятельность с педагогом, самостоятельную деятельность детей, совместная деятельность с семьёй.

При организации образовательной ситуации использовала разнообразные методы и приемы. Обучение детей строилось как увлекательная проблемно-игровая деятельность. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводились по подгруппам и имели интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Отношения с детьми строила на основе партнёрства. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы полу-чили? Почему? Фиксировала предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учи-ла ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждала с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экс-периментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Организуя самостоятельную деятельность детей, развивала у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выяв-ляя их особенности.

Прикреплённые файлы:

skvorcova-o-a_s4h5d.ppt | 2813,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольника Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению.

«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности. Здоровье – это большой дар, без которого трудно.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Подготовила Худоногова А. В. Воспитатель МКДОУ №6 «Аленький цветочек» Использование метода проектов в развитии познавательной.

Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей»Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Цель:Гармоничное развитие как познавательных, так и.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические.

Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст – это особый период развития.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 11:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД