МААМ-картинки

Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

марина грек
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – это особый период развития ребенка, расцвета детской познавательной активности.

Публикация «Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

В этом возраст, когда перестраивается психическая жизнь ребенка. Ребенок старается как-то упорядочить и познать окружающий мир, более точно определить в нем связи и закономерности. Наступает период идей маленьких философов. У детей постепенно появляется первый «набросок» детского мировоззрения.

В психолого-педагогической литературе познавательная активность рассматривается как постоянно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, проявление интереса к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, позитивное эмоциональное переживание при получении новых сведений.

Дошкольник, активно познающий окружающий его мир, стремиться понять наблюдаемые явления, события. При хорошо организованной педагогической работе у детей быстрыми темпами развивается память, речь, воображение, дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является : целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности. Важнейшую роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы определения положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, но еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов.

Известно, что для детей дошкольного возраста присуще яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивают» и так же быстро угасают. Старшие дошкольники в сложных ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления. В силу возрастных особенностей у детей начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, ответственность, упорство, инициативность, гарантирующие волевую регуляцию в поведении. Значимым фактом в развитии ребенка является становление самосознания (наиболее высокая осмысленность мотивов собственной деятельности, наиболее справедливая оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается склонность к завышенной самооценке).

Существуют свои особенности в развитии познавательной сферы дошкольников. Основным видом мышления выступает наглядно-образное. Оно позволяет ребенку при решении той или иной проблемы опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления их. Значимым условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослую. Надо отметить, что многие дети старшего дошкольного возраста демонстрируют присутствие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления теснейшим образом связаны изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста речь становится средством мышления и принимает участие в постановке цели и планировании деятельности.

Рассмотрим понятие «познавательная активность» с точки зрения присутствия в нем двух аспектов: психологического и социального. В качестве психологических аспектов познавательной активности выступают деятельностное состояние ребенка и качество самой познавательной деятельности дошкольника. Диапазон социальной составляющей ограни-чивается не только личностными проявлениями ребенка, но и его отно-шением к содержанию и характеру деятельности: интересом, развитием мотивационной сферы, желанием мобилизовать свои нравственно-волевые усилия и конкретный адресат приложения этих усилий достижение ребенком учебно-познавательной цели.

Поэтому будет объективно отметить, что познавательная активность устанавливает качество деятельности, но весьма своеобразное – через отношение субъекта, содержащее готовность и стремление действовать, сделать работу быстрее, энергичнее, проявить инициативу.

Особенность познавательной активности в старшем дошкольном возрасте находит свое выражение через выделение ее структурных компонентов. Стремление структурировать познавательную активность предпринимается уже на протяжении достаточно длительного времени. В составе основных структурных компонентов выделяют следующие:

– индивидуальный темп совершения действий, необходимость в напряженной деятельности, стремление к различной деятельности (М. В. Бодунов);

– тип потребностей, вызывающих активность, структуру психической регуляции активности, закономерности развития (и воспитания) активности (А. М. Матюшкин);

познавательные потребности, способности, волевые качества (Ф. З. Забихуллин);

– критический подход к себе, самооценку, внимательность, организованность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес, творческое мышление (А. Г. Чащевая).

Ш. А. Амонашвили считает, что в структуре познавательной активности необходимо выделить : мотив, объект познания, способы и средства действия с объектом, посредническую роль педагога, результат познавательной активности.

В структуре познавательной активности старших дошкольников нами выделены следующие компоненты:

1) личностный, который показывает себя в определенных изменениях поведения дошкольника, взаимосвязанный с его познавательной сферой. Интенсивное развитие всех познавательных процессов, обусловленных развитием памяти ребенка, возникновение таких поведенческих реакций и проявлений, которые свидетельствуют об особом состоянии готовности к предстоящей деятельности. Это состояние выражается через систему действий, признаков, зависящее от настрое дошкольника на предстоящую деятельность, и находит выход через сосредоточенное внимание, прояв-ление чрезмерного интереса, любопытства, активную энергетику и т. д.

Таким образом, личностный компонент познавательной активности по существу отражает состояние, предшествующее самой активности;

2) мотивационный. Уровень развития мотивационно-потребностной сферы старшего дошкольника, который является основой для развития его познавательной потребности интереса. Интерес чаще всего определяют, как осознанную потребность. Отсюда интерес «фиксируется, как объек-тивно существующее отношение между состоянием среды и потребностями социального субъекта». Однако в качестве активной мощи интерес будет выступать, только отразившись в сознании, приняв форму побудительного мотива к действию. Поэтому мотивационный компонент – инструментальная основа познавательной активности, выражающая особое отношение между индивидами по поводу реализации и удовлетворения их потребностей. Она находит себя через наличие и характер познавательной потребности, познавательную мотивацию, прояв-ления познавательного интереса;

3) эмоционально-волевой, проявляющийся в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений.

Присущие ребенку эмоции и чувства способствуют овладению и обработке знаний. Целостность чувств и мышления содержит значение только тогда, когда субъектом выступает человек. «Чувствуя, человек испытывает единственность, единичность, индивидуальность, все многооб-разие бытия. Отсюда любая деятельность человека, направленная на другого человека или на вещь, опосредованы чувствами и чувственностью». С другой стороны, эмоции и чувства – это проявление активной познавательной потребности, в которой объединяются в одно целое интеллектуальное, эмоциональное и волевое сферы. Созерцательная деятельность человека начинается с воздействия бытия на чувства и заканчивается проверкой абстрактного мышления в сфере чувств, даже если все это происходит в общении.

Эмоционально-волевой компонент представляет собою период подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности, где эмоции гарантируют прямое протекание самой активности, окрашивают активность, придают ей эмоциональный смысл, личностную значимость для старшего дошкольника. Реальность прорывается и регулярно исправляется чувственным созерцанием. Только лишь благодаря чувствам приоткрываться единственность и индивидуальность бытия. Проявление чувств при этом возможно в случае «активных отношений». Включение в процесс познавательной активности, воли обосновано возникновение необходимости напряжения в самом процессе познавательной деятельности. Воля в таком случае выступает в качестве регулятора познавательной активности и задает направление активности.

Таким образом, система пуска данного компонента познавательной активности приводят в действие : а) эмоциональный интерес, влияющий на восприятие и на направленность внимания ребенка; б) волю, регулирующую процесс и течение познавательной деятельности;

4) деятельностный, характеризующий саму деятельность дошкольника, ее интенсивность и характер. «Предметная деятельность человека без его развития теряет смысл и целесообразность, а развитие самого человека вне предметной деятельности невозможно» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Подтверждение потребности выделения данного компонента мы видим в том, что в процессе реализации субъектности человека только предметная деятельность способна создавать формы психического отражения и самосознание. Сама личность человека создает деятельностью. Сознание – это нужный момент собственного движения деятельности по изменению предметного мира. Субъектность человека представлена его сознанием.

Следует подчеркнуть, именно в деятельности и только через деятельность происходит накапливание нового содержания человеческой активности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и активности познава-тельной. Деятельностный компонент познавательной активности предполагает реализацию самой активности через этапы последовательно сменяющих друг друга действий и операций. Познавательная активность раскрывается через наличие комплекса таких характеристик, как стремление к достижению познавательных целей, умение действовать, про-являть самостоятельность, ответственность при выполнении задания, стремление выполнить работу быстро, проявить инициативу и т. д.

Следовательно, развитие познавательной активности старших дошкольников в данном случае осуществляется через выделение структурных компонентов познавательной активности. В качестве структурных компонентов выступают личностный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный.

Обратим внимание на то, что особое значение для развития познавательной активности детей дошкольного возраста имеет общение. Общение со старшими для ребенка служит единственно возможным контактом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Именно посредством общения с взрослыми познавательная активность дошкольников возрастает, развивается, совершенствуется. Особое значение имеет не интенсивность общения, а его содержание и направленность. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности ребенка будет общение – сотрудничество, объективно обусловливаемое тем стилем взаимодействия, которого придерживается взрослый. Максимально эффективным в плане развития познавательной активности детей дошкольного возраста будет демократический стиль общения педагога с ребенком, который характеризуется ориентацией на индивидуальные особенности и возможности ребенка, открытым и свободным обсуждением проблем совместно с детьми.

Таким образом, особое значение для оптимального развития познавательной активности дошкольников имеет стиль общения с ними со стороны взрослого.

Итак, в результате проведенного нами анализа мы определили познавательную активность, как изменяющееся свойство личности, которое проявляет глубокую убежденность ребенка в необходимости познания, что находит проявление в сознании цели деятельности, готовности к действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по развитию познавательной активности дошкольников.

Список литературы

1. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста психологические науки / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93–97.

2. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону, 2008. – 2-е изд. – 349 с.

3. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов 2-е издание / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

4. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании [Текст] / А. Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. –2011. – № 3. – С. 19-22.

Рябова, Л. Н. Изучение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Усова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 136–139.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Цель: Знакомство.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 августа 2017 в 04:02
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем марина грек (УИ 830005) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД