Папки-передвижки

Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Ярославцева Ольга
Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Знакомство педагогов с возможностями использования сказки в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с одним из способов использования сказки для формирования познавательной активности детей;

2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.

Публикация «Мастер-класс „Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Уважаемые педагоги, сегодня мне представилась возможность поделиться с вами своими мыслями и наработками. Однако, мне нужны помощники, хотелось бы пригласить на сцену тех, кто видит перед собой наклеенную на спинку стула или кресла веселую картинку со смайликом. Таких наклеек в зале 5шт.

2. Вы можете занять удобные для вас места на сцене.

Мы с вами все разные. Каждый человек меняется в течение жизни, в течение недели, даже в течение дня. Меняется его настроение, физическое состояние, способность усваивать информацию. В чем причина? Возможно, никаких видимых причин и нет. Возможно, мы ждали солнечное утро, а оно, наоборот, оказалось пасмурным, хмурым. Как сложно быть отзывчивым и внимательным к другим весь день! А если бы рано утром заглянуло в окно солнце? Мы проснулись. Заряд бодрости получен с утра, мы готовы творить, выслушивать, делиться радостью. Все наши проблемы понятны: мы – взрослые люди, у нас работа, возможно, что и здоровье подводит. Мы можем найти себе оправдание и понять себя любимого.

НО! В любой из дней, несмотря на наше настроение, мы выходим на работу. К нам приходят дети, к которым утром солнце также или светило в окно, или нет. Поцеловала ребенка мама на прощание в щечку или торопливо ушла на работу. Подарили ребенку новую игрушку или он вдруг поссорился со своим другом.

Наша задача, как педагогов, помочь прожить детям день максимально полно.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, коллеги, какие средства, приемы, методы вы используете для того, чтобы помочь детям прожить день с пользой? Что помогает вам разрешать спорные ситуации, которые возникли между детьми, помогает восстанавливать положительную атмосферу в группе, помогает знакомить детей с чем-то новым? (ответы педагогов)

Да, каждый педагог в своей практике находит для себя «волшебное» эффективно работающее практически в любой сложной педагогической ситуации средство. Для меня такой «волшебной палочкой» стала сказка.

3. Сказка многогранна и многолика.

Мы можем прибегнуть к сказке как к средству, методу, технологии, и использовать ее во всех видах деятельности детей в период нахождения их в детском саду.

ВОПРОС: (карточки 8 шт. с видами деятельности) Давайте попытаемся ответить на вопрос о том, как и где мы можем использовать сказку. Выберите любую карточку. На карточке вид детской деятельности. Прочитайте и приведите пример использования сказки в данном виде деятельности. При необходимости вы можете поменять карточку. Коллеги, поделитесь, пожалуйста, своими соображениями. (ответы педагогов) Спасибо за содержательные, ценные ответы.

Сейчас мы с вами проиллюстрировали вышесказанную мысль о том, что сказка – это полифункциональное средство, неисчерпаемый источник мудрости, способствующий нормализации микроклимата в детском коллективе и духовно-нравственному воспитанию детей; это эффективное средство для донесения детям важной и нужной информации и формирования у детей экологических знаний, математических представлений, речевой активности; прекрасное средство для пополнения активного и пассивного лексического словаря детей; сказка – это кладезь для творческого самовыражения в изобразительной, конструктивно-модельной, театрализованной деятельности детей.

4. Сегодня мне хотелось бы предложить вам вариант работы со сказкой.

Все мы знаем русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

Представим, что мы с вами сказку прочитали, разобрали, проанализировали характеры героев и их поступки, нарисовали действующих лиц и декорации, зная, что детям гораздо интереснее играть самостоятельно созданными или созданными руками пап и мам, а не купленными персонажами (гуси-лебеди, девочка, братец, печка, речка, яблоня, дом родительский. Домик Бабы Яги мы создавать не будем, но наличие этого заколдованного места предполагается на краю «игрового» пространства) (декорации выставляются на стол в определенном порядке).

Мы с вами даже разыграли эту сказку. Но расставаться с ней мы еще не хотим, мы еще проживаем историю самой сказки. И это замечательно! Поработаем с этой сказкой еще немного.

Определяя цель нашей работы, остановимся на использовании сказки в познавательно-исследовательской деятельности для обобщения представлений детей об измерении объема жидкости, длины с помощью условной мерки, для закрепления умения составлять и решать задачу с опорой на схему, для развития умения составлять геометрический узор по заданному рисунку.

Самое сложное – распределить роли, однако, сразу скажу, что задания нужно будет выполнять всем участникам.

Самые активные роли – ДЕВОЧКА и ГУСИ-ЛЕБЕДИ. У них сложная задача: они должны вести себя согласно содержанию сказки, т. е. двигаться, догонять, но возвращаться обратно после выполнения девочкой задания. Если задание не выполнено, Гуси-лебеди могут отнять братца у девочки. Тогда все повторится сначала.

Самые ответственные роли – ПОМОЩНИКИ (печка, речка, яблонька). Задача помощников: быть внимательными, активными и старательными при выполнении заданий, чтобы помочь сестрице и братцу добраться домой невредимыми. Сейчас «дети» находятся у родительского дома.

И мальчик – БРАТЕЦ. Мальчик не самостоятелен, его переносят или гуси, или сестра, поэтому отдельный кукловод не нужен.

У вас, уважаемые участники, есть уникальная возможность распределить роли, подготовиться к их озвучиванию. Пока вы готовитесь, позвольте, я обращусь к залу.

Одним нам не справиться, нам нужна будет ваша помощь, уважаемые зрители. Ваш взгляд будет обращен на нас, но ваши руки свободны! И я прошу вас помочь сделать плетень для защиты домика сестрицы и братца. (раздаем заготовки, степлер у помощника).

Инструкции по работе: когда первый ряд сплетет первую полосу, помощники закрепят ее и передадут второму ряду, и т. д. я попрошу вас отнестись к этой работе ответственно, потому что вы приготовите один из важных этапов для нашей сказки.

5. Дорогие мои участники, вы готовы? Если позволите, я – автор.

Попробуем свои силы, начнем сказку с самого начала, но слегка по сокращенному сценарию, адаптированному для достижения поставленной цели.

Как мы помним, жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Родители уехали, а дочери присматривать за братцем наказывали, да только девочка заигралась и про братца позабыла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. (действие)

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Бросилась девочка их догонять. Бежала-бежала по лесу и пробежала мимо печки, мимо яблоньки, мимо речки. Добежала девочка до темного леса, видит - а у домика БЯги братец сидит. Схватила девочка братца и домой побежала что было сил. Полетели гуси-лебеди в погоню.

Cестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

Девочка: Речка, матушка, спрячь меня!

Речка отвечает: «Вот кувшин стоит, каждый, кто проходит, может себе набрать кувшин киселя. Измерь, сколько киселя входит в один кувшин. Условной меркой будет стакан» (наливать в кувшин из блюда)

Речка: Ну что, девочка, сколько киселя входит в кувшин?

Умница, девочка, спрячу я тебя.

Автор: Укрыла речка девочку под кисельным бережком. Гуси-лебеди их не увидели, пролетели мимо.

Автор: Девочка речке спасибо сказала, да с братцем дальше побежала. А гуси-лебеди воротились, летят, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

Девочка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблоня: много у меня яблочек на ветках, тяжело мне, потряси деревце, девочка. (трясет деревце, яблочки падают) Вот спасибо, тебе, девочка. Я тебя угостить хочу. Вот тебе корзинка, но яблочек возьми столько, сколько на схеме указано. (решить задачу с объяснением.)

Яблоня: Ну, девочка, слушаю я тебя. Какое условие задачи?

Назови вопрос, решение и ответ.

Умница, девочка, спрячу я тебя.

Автор: Заслонила яблоня сестричку и братца ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка спасибо сказала, да дальше опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

Девочка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: много у меня пирожков, тяжело мне. Вытащи все пирожки. Да только я порядок люблю, а потому выложи из пирожков красивый узор. А вот тебе и картинка в помощь. (выполняют задание)

Умничка, девочка, красивый узор у тебя получился, спрячу я тебя и братца.

Автор: Залезли девочка с братцем в печку, Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Автор: Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем подбежала к родительскому дому.

Тут и гуси-лебеди к дому подлетели, совсем братца отобрать хотят…

(обращение к залу) Вот нам и ваша помощь нужна. Пробьются гуси-лебеди в дом. А нам дом надо забором плетеным защитить. Если уместится в этом заборе 6 условных мерок, то прочной защита будет. (берем забор, меркой измеряем, дом загораживаем).

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем к Бабе-Яге вернулись.

А тут и отец с матерью домой вернулись. Все закончилось хорошо. А если бы не вы, дорогие участники, не ваши знания, умения и ваша слаженная и сплоченная работа, съела бы БЯ девочку и братца.

6. У меня к вам большая просьба: украсьте, пожалуйста, заборчик вокруг дома цветами, характеризуя при этом эмоциональные ощущения от присутствия на сцене и участия в сказке одним словом.

Большое спасибо участникам мастер-класса за творчество, бесстрашие и волю к победе. Спасибо, вы можете пройти в зал.

Публикации по теме:

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной.

Мастер-класс «Ознакомление с окружающим миром как средство познавательной активности детей» Тема моего мастер- класса: «Ознакомление с окружающим миром, как средство познавательной активности детей». «Сколько ценнейшего материала,.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста» «Музей-это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 15:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ярославцева Ольга (УИ 617261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД