МААМ-картинки

Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

Елена Гурьянова
Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Актуальность.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка.

Публикация «Программа по самообразованию: „Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:

Образовательная область Познавательная активность

Учебный год

высокая средняя низкая

2012-2013 уч. год 22% 56% 22%

Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.

С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства.

Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.

Цель самообразования.

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.

Задачи самообразования.

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

3. Сформировать у дошкольников представление о музее.

4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.

5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.

6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

в) организацию встреч с интересными людьми.

4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Этапы работы.

Этапы Содержание работы Сроки

Теоретический 1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Постановкапроблемы. 2013г.

Практический 1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Проектирование результатов. 2013-2014г.

Обобщающий 1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

2014-2015 г.

Внедренческий 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространения опыта среди коллег.

2015 г.

1. Теоретический этап.

Изучение методической литературы.

№п/п Автор Название

1 Ванслова Е. Г. «Музейная педагогика в XXI веке». «Мир Музея». (2005г)

2 Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

5 Добрынина Н. «Первый в жизни музей». Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.

6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.

8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

9 Гогиберидзе. Г. М. «Формирование музейной педагогики». 2007г.

10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».

11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

13 Интернет-ресурсы.

2. Практический этап.

Форма работы Содержание работы Сроки

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

Семинар на тему: «Создание мини-музея».

Определение темы музея.

Составление перспективного планирования работы.

«Сказка в гости к нам спешит».

Декабрь.

2013 г.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД на темы:

Чтение художественной литературы:

Дидактические игры :

Инсценирование сказок:

Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.

Самостоятельная деятельность в музее.

Чтение стихов, загадок о сказках. «На полянку пойдём, там сказку найдём».

«Заюшкина избушка».

«Сказка за сказкой».

«Три медведя».

«Рукавичка», «Жихарка», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Расскажи сказку», «Что сначала, что потом».

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Декабрь.

2013 г.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание.

Анкетирование.

Консультации.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к сказкам.

Участие родителей в выставке рисунков.

Участие в сборе экспонатов. «Мини-музей-новая форма работы».

«Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка».

«Музей и дети».

«Русские народные сказки».

Декабрь. 2013 г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление альбома.

Оформление наглядной информации.

Изготовление атрибутов для театра.

Оформление мини-музея.

Работа в методическом кабинете. «Сказки».

Пополнение информационного материала.

«Сказка в гости к нам спешит».

Подбор и оформление наглядной информации для родителей по содержанию.

Декабрь. 2013г.

Изучение имеющейся литературы.

Определение темы мини-музея.

Разработка плана работы музея.

Проведение тематических бесед.

«Книга-наш друг». Февраль. 2014г.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД по темам:

Экскурсия в библиотеку.

Выставка.

«Конкурс чтецов».

Литературная викторина. «Такие разные книги».

«Может сказка, может быль».

«История возникновения бумаги».

«Путешествие в мир книги».

«Книжка-малышка в подарок младшим детишкам».

«Любимая книжка любимого писателя».

«В мире сказок».

Февраль. 2014г.

Взаимодействие с родителями

Консультация.

Консультация логопеда.

Анкетирование.

Родительское собрание на тему:

Участие в сборе для музея.

Мастер-класс по изготовлению «книжек-малышек».

Конкурс рисунков к любимому произведению. «Программное содержание обучения и воспитания детей старшего возраста».

«Приобщения ребёнка к книге».

«Книга в семье».

«Приобщение ребёнка к книге».

Февраль. 2014г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов.

Изготовление «книжек-малышек», дидактических игр. Февраль. 2014г.

Изучение методической литературы.

Определение темы мини-музея.

Работа в методическом кабинете.

Участие в смотре-конкурсе мини-музеев.

Обмен опытом участников проекта.

«Мир времени».

Подбор и оформление материала наглядной информации.

Сентябрь. 2014г. -Май. 2015г.

Взаимодействие с дошкольниками

Беседы.

Чтение художественной литературы.

Проведение НОД по темам:

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:

Создание альбома.

Досуг.

Д/ игры:

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее. «Что мы знаю о часах», «Какие бывают часы».

«Тик-так». Анофриев., «Стихи о человеке и его часах». С. Баруздин.

«Настенные часы с кукушкой»,

«История часов».

«Московские куранты».

«Путешествие в прошлое часов».

«Волшебные часы».

«Экскурсия в музей часов».

«Магазин часов», «Часовая мастерская».

«Часы».

«Путешествие в мир часов».

«Каждому предмету своё место». «Назови соседей».

«Успей вовремя».

Октябрь-Март. 2014-2015г.

Взаимодействие с родителями

Консультация.

Семинар-практикум.

Мастер-класс по изготовлению часов.

Участие в развлечении.

Участие в изготовлении часов. «Идём в музей».

«Мини-музей «Мир времени».

«История часов». 2014-2015г.

Обогащение предметно-развивающей среды

Сбор экспонатов для мини-музея.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:

Изготовление альбома.

Создание презентации.

«Фабрика часов».

«Магазин часов».

«Самые известные часы в мире».

«Путешествие в прошлое часов».

2014-2015 г.

Выводы по итогам работы над методической темой.

Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.

Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Формирование познавательной активности детей средней группы через развитие сенсорной культуры» «Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности. Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 10:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД