Получи документы

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности.

Марина Дюба
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности,» размещена в разделах

Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Ежедневно взаимодействуя с детьми, я пришла к выводу о необходимости реализации деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы (четвертый принцип ФГОС ДО, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме проектов.

Я поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности.

В процессе работы я решаю следующие задачи:

1. Создание условий для развития познавательной деятельности детей.

2. Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность.

3. Вовлечение ребенка в процесс познавательного поиска.

4. Организация работы с родителями по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. (3.3.1. 1)

В группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Практически в каждом центре присутствуют игры и дидактические материалы, которые способствуют решению задач по познавательному развитию с учетом возрастных особенностей и уровня развития детей. Центры наполнены самыми разнообразными играми, игрушками, дидактическим материалом. Каждый ребёнок свободен в выборе средств для удовлетворения своих интересов, способностей, что повышает его познавательную активность. Игровые материалы периодически меняю согласно сезону, теме и потребностям детей. Это стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Центры активности, организованные в группе:

o Центр «Здоровячок» (Формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (знакомство с разными видами спорта, формирование знаний (начальных) о пользе занятий физической культурой).

o Центр «Развивающих игр» (Расширение познавательного сенсорного опыта детей)

o Центр «Мы строители» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца)

o Центр «Мы играем» (Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. Моделирование различных ситуаций и проведение С. Р. И. на различную тематику)

o Центр «Книжный уголок» (Формирование умения самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию).

o Центр «Играем в театр» и «Музыкальный уголок» (совмещен) (Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях. Формирование знаний о свойствах объектов окружающего мира (звучании, ритме).

o Центр «Талантливые пальчики» (Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца).

o Центр «Будем говорить правильно» (Воспитание правильного физиологического, речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики)

o Центр «Ряженья».

o Центр «Я познаю мир» (Формирование познавательных действий, развитие любознательности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах объектов. Об особенностях природы планеты Земля).

В этом центре имеется необходимые материалы, стимулирующие развитие познавательной активности детей. Это детские энциклопедии на разные темы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, детские журналы, альбомы, иллюстративный материал (пейзажи на тему «Времена года», изображения растений, животных, различные тематические альбомы, дидактические игры.

Есть всё необходимое для экспериментирования:

o специальная посуда (стаканчики, тарелки, мерные стаканы, трубочки, воронки)

o материал для проведения опытов и экспериментов: камешки, песок, глина, ракушки, семена);

o инструменты для опытов (лупа, термометр, магниты, зеркала, песочные часы, фонарик и т. д.)

o микроскоп

o поролоновые губки разного размера

o леечки

В начале учебного года провела диагностику, используя методику Прохоровой Л. Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики 10% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью :

1. Познавательный интерес неустойчивый;

2. Не всегда дети видят проблему;

3. Малоактивны в выдвижении идей;

4. Стремление к самостоятельности не выражено;

5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

В целях систематизации развивающей работы с детьми на начало учебного года составляется и дополняется план работы по опытно-экспериментальной деятельности группы с учетом педагогической диагностики и интересов детей. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: работа в непосредственно организованной образовательной деятельности, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, работа в книжном центре, утренние беседы с детьми, взаимодействие с родителями.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую разнообразные методы и приемы организации исследовательской деятельности : наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за природой не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты, которые провожу как на НОД, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.

Использую разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности : во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке. При организации самостоятельной познавательной деятельности детей особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Такие как, наличие модели последовательности деятельности или проблемная ситуация. Например, после ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

Для того, чтобы стимулировать детскую познавательную активность я предлагаю им открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы. А в ходе обсуждения обеспечиваю атмосферу поддержки и принятия. Организую обсуждения, в которых каждый ребенок может высказать свою точку зрения. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?».

В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Могут почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Дети могут не только видеть и слышать, но и трогать, нюхать, и даже пробовать на вкус.

В совместной деятельности я организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. Для этого использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

В течение дня ребенок может сам выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, видеть рост и развитие лука, петрушки или укропа. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, который является очень увлекательным и наглядным занятием, особенно зимой и весной, способствующим удовлетворению естественного детского любопытства и накоплению первичных …. Свои наблюдения, вместе зарисовываем на бумаге. Рисунки рассматриваем вместе со всеми детьми и делаем выводы.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Использую дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. Схемы опытов позволяют мне систематизировать работу в лаборатории. Ребенок, опираясь на данную схему, воспроизводит эксперимент, в ходе которого он должен получить определенный результат.

Материал для проведения опытов в центре меняю в соответствии с планом работы по данной теме и с учетом интереса детей, для поддержки детской инициативы.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы используем в центре «Я познаю мир» календари наблюдений. Календари наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Назови кто я?», «Где, чей домик?», «Когда это бывает?». Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: «Что лишнее?», "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

А строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Широко использую я в своей работе современную технологию метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Для этого я предлагаю детям решить кого мы сегодня выслушаем. Тему проекта предлагают сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах я подвожу детей к выбору темы проекта. Выбор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов» :

o Что вы знаете?

o Что вы хотите узнать?

o Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Ребенок видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

В течение 2013-2016 годов, с учетом детской инициативы, мы с детьми реализовали следующие проекты: «Ребятам о зверятах», «Волшебница вода», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Космос зовёт!», «Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло».

Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследовали вредное влияние “Кока-колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Проект «Космос зовёт» помог сформировать у детей первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах. Дети приняли участие во Всероссийском конкурсе для детей «Хорошо быть космонавтом…» и заняли призовые места.

В процессе проекта «Душистое мыло» мы с детьми на основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями изготовили мыло с различным составом в домашних условиях.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого проводились «Дни открытых дверей», консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники привлекались к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Они помогали в оборудовании центров, пополнении необходимыми материалами.

Для информирования родителей о событиях в группе и учебном процессе мной создан сайт нашей группы. Что даёт возможность родителям использовать опубликованный материал в электронном виде в домашних условиях. На сайте родители могут получить информацию:

• Режим дня

• Расписание НОД

• Тема недели

• Мы учим

• Мы поем

• Мы экспериментируем

• Советы специалистов

• Советы медика

• Новости

• Фото

Так же использую традиционные средства наглядной информации: разнообразные стенды, папки – передвижки. В приёмной есть стенд «Мы исследователи», где размещаю материал о том, что мы исследовали с детьми и задание на дом.

Так же разработала буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Подключаю родителей к проведению с ребенком экспериментов дома, для этого знакомлю с технологией проведения опыта, с использованием памяток для родителей. Очень радуют интересные рассказы детей и родителей о том, как они дома вместе, например, изготавливали мыло, в ходе проекта «Душистое мыло».

Для выявления отношений родителей к поисково – исследовательской деятельности провела анкетирование.

По результатам данного анкетирования стало видно, что большинство родителей поддерживают интерес ребенка к экспериментированию (75%)

65% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

45% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

45% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Это говорит о том, что родители принимают активное участие в экспериментировании дома и поддерживают познавательный интерес своих детей.

В своей работе я использую поисково-исследовательскую деятельность как основной метод познавательного развития детей. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, стараюсь обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…» (2,31). Внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствует развитию у детей всех вышеперечисленных качеств.

Результатами моей работы стали показатели педагогической диагностики детей по данному направлению, которые свидетельствуют о положительной динамике по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности посредством исследовательской деятельности МДОУ «Детский сад №31 с. Бессоновка Белгородского района Белгородской области» Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие.

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность.

Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей с помощью исследовательской деятельности» К пяти годам ребенок становиться активным, постоянно задает родителям вопросы, поэтому этот возраст называют «почемучки». Этот возрастной.

Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности»Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности» Отчёт по инновационной и опытно-исследовательской деятельности на тему: «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования с объектами неживой природы Структура.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них с рождения. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности.
Опубликовано: 24 сентября 2016 в 19:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дюба (УИ 472111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД