Лучший педагог года

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников

Анастасия Верхатурцева
Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной активности дошкольников, а именно создание разнообразной по содержанию развивающей предметно-пространственной среды, учет индивидуальных особенностей и интересов детей, самостоятельный выбор деятельности.

Публикация «Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Минимузей в ДОУ приобретает большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познавательным центром, результатом общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Ребенок является не только соавтором, но и творцом экспозиции. Дети совместно со взрослыми участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками и поделками. Поэтому он стал неотъемлемой частью развивающей среды в нашей группе.

Цель создания мини-музея : отражение интересов и проявление инициативы детей через обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Задачи:

обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

развитие познавательного интереса;

развитие творческого и логического мышления, воображения;

активизация и обогащение словаря у детей, расширение их кругозора;

вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Этапы:

Подготовительный этап: выбор темы и названия; выбор места; содержание экспозиции; варианты участия детей и родителей; перспективы развития.

Практический этап : участие родителей в создании мини-музея и оформлении экспозиции: сбор информации (книги, иллюстрации, открытки, экспонаты, совместное изготовление макетов, книжек-самоделок, поделок, рисунков, дидактических игр; показ экспозиции; общение педагога с детьми с целью обобщения полученной информации.

Обобщающий этап: подведение итогов - что было сделано? что понравилось? что узнали нового? что хотели бы еще узнать? с кем можно поделиться знаниями?

У каждого мини – музей есть свой паспорт, в котором отражены: название, тип, цель и задачи, участники, срок реализации, планируемый результат, новизна, актуальность, содержание, перспективы развития музея.

Вместе с детьми мы разработали правила поведения в музее:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

4. Можно и даже нужно задавать вопросы;

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Наш детский сад сотрудничает с Городским краеведческим музеем. Сотрудники музея разработали образовательную программу для дошкольников «Музейка». Цель программы: воспитание гражданственности любви к Родине и родному городу. В декабре месяце работала передвижная выставка под названием «Сказка с предметным рядом», на которой были представлены старинные предметы быта, кухонная утварь. Дети отгадывали загадки, вспоминали сказки, в которых упоминался тот или иной предмет, и обыгрывали их: «Лисичка со скалочкой» (скалка, «По-щучьему велению» (коромысло, «Маша и медведь» (короб, «Спящая красавица» (веретено). Экспонаты можно было трогать руками, переставлять, переносить, как в старину, «поесть» деревянными ложками из одного чугунка. Ведущая экскурсии, научный руководитель Шевелева Елена Григорьевна, показала как раньше пряли пряжу на прялке, кипятили воду в самоваре, гладили белье углевым утюгом, рубили капусту в корыте, стирали белье с помощью рубеля. Познакомились дети и с традиционным русским костюмом.

Дети у нас маленькие и мы не можем вывести их за пределы детского сада, поэтому мы решили создавать мини – музеи в своей группе.

1. «Мир животных». Цель: формирование представлений у детей о диких животных, о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Для того чтобы сформировать у детей реалистические знания и гуманное отношение к животным, возникла идея создания этого мини - музея, который ближе познакомит детей с миром животных. В течении данного проекта мы читали рассказы, сказки, потешки, стихи детям о животных; разгадывали загадки, рисовали и лепили животных разными способами; играли в дидактические, подвижные и музыкально – ритмические игры, прослушивали народные сказки о животных. Для детей и их родителей был объявлен конкурс «Осенние фантазии», в котором они приняли активное участие.

«Город мастеров». Цель: познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; развивать у детей чувство эстетического восприятия произведений искусства.

В ходе тематической недели мы знакомились с народной игрушкой, с народными промыслами (вышивание, вязание, с устным народным творчеством. Рассматривали альбомы, книги, изделия, выполненные нашими мамами и бабушками. Дети сами делали поделки из глины и оформляли выставку.

«Елочные игрушки». Цель: познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям; рассказать об использовании бросового и природного материала для изготовления поделок.

Под экспозицию было выделено специально отведенное место, доступное взору детей, обеспечен свободный доступ к нему в любое время дня. Стеклянные игрушки в целях безопасности рассматривались под присмотром педагога. В каждом доме елочные игрушки хранятся из поколения в поколение и занимают на пушистых ветках достойное место рядом с современными елочными украшениями. Игрушки бережно извлекаются из заветных коробок, вспоминается происхождение каждой из них и только после этого они развешиваются на елке. Для детей и их родителей был объявлен конкурс «Елочная игрушка», в котором они приняли активное участие.

2. Мини-музей камня. Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе Урала, их значением в жизни человека.

В группе совместно с детьми мы сделали из глины «Хозяйку Медной горы» с ее помощниками - ящерицами. Родители принесли многочисленные изделия из камней; разнообразные коллекции камней; кусочек метеорита; «Хозяйку Медной горы», которая представляет свои драгоценные камни. На их примере можно объяснить детям, как человек использует камни. Совместно с детьми проводили эксперименты с камнями; читали литературные произведения, сказки, былины, легенды о камнях.

Мини – музеи в группе позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, бесед, игр. Способствуют развитию речи, познавательной активности, развитию воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

Создание мини-музеев обеспечивает наглядность всего образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьёй и социумом.

Благодаря эффективным формам и методам мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры — как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей «Музыкальные инструменты» как средство развития музыкальных способностей МИНИ—МУЗЕЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. «Эмоциональная насыщенность восприятия- духовный заряд.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Развитие творческой инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности дошкольников Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2016 в 22:58
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД