ЛИЛИЯ САВИНОВА
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность.
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
Г. С. Альтшуллер
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Особенно это стало актуально с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На сегодня приоритетом в образовании, в отличие от прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Л. М Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др. ученых.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении нескольких десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования Д. Б. Годовиковой, Т. А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. А это значит, что возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательном развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
Как отмечается в исследованиях Т. М. Землянухиной, Д. Б. Годовиковой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Т. А. Павловец, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой, основа познавательного интереса дошкольника - активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.
Важное место в период этого возраста занимают познавательные способности, для которых в этот период характерна высокая общая мыслительная активность, склонность к умственному напряжению, необычная степень выразительности, умение легко оперировать логическими операциями - систематизацией, классификацией, обобщением, творческими проявлениями в исполнении разнообразных задач, стремлением к успеху.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что нужно помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога должно быть акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить. Одним из таких результативных способов формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и является использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ – технологий (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г. С. Альтшуллер).
Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ - технологией Г. Альтшуллера – развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. Именно поэтому эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников.
На сегодняшний день ТРИЗ-педагогика, как инновационное направление, описано Г. К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики. В основе ТРИЗ - педагогики лежит проблемно-поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Поэтому ТРИЗ является одной из технологий развивающего обучения. Дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но прежде всего, учатся самостоятельно их добывать. Начинает вырабатываться творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию.
Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет активировать все основные направления развития ребенка : волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.
Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что на современном этапе развития очень востребовано в обществе.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, познавательного развития и творческого воображения.
Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.
Теоретическую основу данного педагогического опыта составили методы теории решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», А. В. Корзун «Весёлая дидактика»; И. Я. Гуткович, И. Н. Мурашковская, С. Н. Ладошкина, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Н. В. Рубина, М. Н. Шустерман, а также авторские разработки С. И. Гин и др.).
Таким образом, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников устойчивой потребности в познании, развития познавательных способностей и отсутствием целенаправленной, систематической работы, привели к выбору темы опыта работы.
2. Постановка цели.
Разработать комбинацию методов и приёмов технологий ТРИЗ обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер познавательной активности старших дошкольников.
3. Педагогические задачи, решаемые в опыте.
1) формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
2) развивать способность быстро входить в новые предметные области;
3) развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
4) адаптировать к динамичной картине мира;
5) развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной
деятельностью;
6) воспитывать творческую личность.
4. Педагогические средства, используемые в опыте.
Для решения педагогических задач, поставленных в опыте, я использовала такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская и др. и систему творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ :
1) Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать.
2) Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии (личностная аналогия (эмпатия, прямая аналогия, фантастическая аналогия). Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
3) Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.
4) Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
5) Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
6) Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70-е годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- преобразование свойств времени,
- приём «Наоборот».
7) Системный оператор
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
8)ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Активно использовала методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
5. Технология описания опыта работы.
Основная образовательная программа «Детский сад 2100», которую реализует наш детский сад, базируется в первую очередь на личностно ориентированном подходе, а значит, ориентирована на развитие личностного отношения воспитанника к миру, деятельности, себе; на воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества. Основной вектор преобразований содержания дошкольного образования, согласно требованиям ФГОС, также направлен на развитие индивидуальных личностных ресурсов ребёнка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностно ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов.
Используя технологии ТРИЗ в своем опыте, я не заменяю или подменяю основную программу, а максимально увеличиваю ее эффективность в процессе развития познавательной активности детей, как одного из компонентов личностного роста ребенка.
Учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятия по технологии ТРИЗ планировались в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.
Алгоритм осуществления педагогических действий:
1 этап: Диагностическое обследование детей.
Первым этапом работы по развитию познавательной активности старших дошкольников стало изучение литературы по данной проблеме и проведение диагностики уровня сформированности познавательных процессов старших дошкольников. Цель: выявить уровень сформированности познавательного развития старших дошкольников.
При выявлении уровня сформированности познавательного развития старших дошкольников были выделены следующие критерии и показатели:
-уровень развития внимания и памяти;
-уровень фонематического слуха и готовности к звуко,буквенному анализу;
- уровень развития мышления;
-уровень развития воображения и пространственных представлений;
- уровень развития связной речи и логики.
Проведение диагностики позволило выявить некоторые особенности познавательного развития старших дошкольников. Результаты диагностики на данном этапе показали, что дети находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей контрольной группы до проведения следующего этапа работы. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития.
Следовательно, выявленные особенности познавательного развития определили необходимость проведения педагогической работы, направленной на организацию и проведение мероприятий по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологий.
2 этап: Проведение педагогической работы.
Цель: разработать комбинацию методов и приёмов технологий ТРИЗ обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер познавательной активности старших дошкольников.
При разработке занятий, прогулок, игр и т. д. с использованием технологии ТРИЗ были использованы работы следующих авторов : Гин А. А. «3адачки-сказки от кота Потряскина», Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», Козлов А. С. «Занятия по ТРИЗ с детьми в семье», Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. «Картинка без запинки», Тамберг Ю. Г.
«Как научить ребенка думать» и др., так как в данной литературе подробно описаны методические рекомендации организации различной деятельности с дошкольниками с использованием ТРИЗ-технологий; наглядных, словесных и практических приемов, что актуально в работе со старшими дошкольниками.
Развивающая среда также выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Поэтому на данном этапе работы для достижения эффективных результатов в группе были созданы благоприятные условия, которые дают свободу для познавательной активности детей. Для развития познавательной активности были организованы комфортабельная обстановка, рацио-нально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Для успешного использования ТРИЗ-технологий была создана соответствующая развивающая среда, которую предусматривает данная технология, а именно: центры, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями; пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал.
Дальнейшая работа планировалась с учетом данных проведенной диагностики, выстраивалась так, чтобы постоянно поддерживать познавательную активность детей при помощи ТРИЗ-технологий. Реализация проекта условно разделилась на три раздела.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, анализа, весь материал был разделен на «блоки».
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа – решение задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Основным средством моей работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому в опыте ТРИЗ – технологии применяются и на занятиях и в свободной деятельности для развития познавательной активности детей.
Для достижения положительных результатов в развитии познавательной активности ребёнка средствами ТРИЗ-технологий невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в работе с родителями их познакомили с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие познавательных интересов детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Развитие познавательной активности детей через ТРИЗ-технологию». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями.
3 этап: Контрольное диагностическое обследование детей.
Цель: выявить уровень сформированности познавательного развития старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
Проведенная в конце работы итоговая диагностика показала, что систематическая планомерная работа по использованию средств ТРИЗ-технологий способствует познавательной активности дошкольников (Приложение 4). В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому есть необходимость в дальнейшем использовании данного метода в педагогической работе с детьми.
Выводы
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что основа познавательного интереса дошкольника - активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные интересы и способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
С целью актуализации роли ТРИЗ-технлогий при формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена педагогическая работа с учетом выявленных на констатирующем этапе экспериментального исследования особенностей познавательного развития детей.
Проведенная педагогическая работа показала положительную динамику развития познавательной активности средствами ТРИЗ-технологий, что было доказано результатами контрольного этапа опытно –
экспериментального исследования.
В предлагаемом опыте предложены рациональные и эффективные пути и средства индивидуального и дифференцированного подходов к содержанию и формам педагогической работы со старшими дошкольниками посредством технологии ТРИЗ.
Эффективность педагогической работы подтверждает гипотезу исследования, о том что развитие познавательной активности старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий способствуют развитию с одной стороны - мышления, гибкости, подвижности, системности, диалектичности, а с другой стороны -поисковой активности, стремления к новизне, познавательного развития и творческого воображения. В результате постоянного включения методов и приёмов технологии ТРИЗ в свободную деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. У дошкольников значительно расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая активность, развиваются все стороны познавательной активности старших дошкольников.
Только при комплексной работе на занятиях и в повседневной жизни познавательная активность дошкольников выходит на высокий уровень.