Получи документы

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Ушакова Екатерина
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Важным моментом в общем речевом развитии является развитие лексической стороны, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей данной категории.

Публикация «Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Исследованиями, посвященными проблеме овладения лексической стороной речи детьми дошкольного возраста с ОНР, занимались Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова и др. Ими раскрыты подходы, методы, средства формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР. Однако в практике работы воспитателей логопедических групп до сих пор не используется в полной мере комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Возникает противоречие между задачей формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР и отсутствием комплексного подхода в работе воспитателя для ее решения

Проблема исследования: каким образом осуществлять комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР?

Цель нашей работы: выявление возможностей комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Объект исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Предмет исследования: комплексный подход к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР

Гипотеза исследования: Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР будет успешным, если реализуется комплексный подход опирающийся во-первых, на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, и, во-вторых, на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:

Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Определить уровень сформированности лексической стороной речи у дошкольников с ОНР.

Выявить и экспериментально проверить возможности комплексного подхода к формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, наблюдение, эксперимент.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, который позволил прийти к следующим выводам:

Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.

Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам нормально развивающиеся в речевом отношении дошкольники имеют достаточный словарный запас (3000-4000 слов, владеют навыками словообразования и словоизменения.

Иная картина развития лексики наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Процесс усвоения лексики детьми при нарушенном речевом развитии в отличие от нормального протекает в замедленном темпе. В работах ученых отмечается, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, несформированность семантических полей, своеобразие развития словарного запаса.

Данные теоретического анализа подтвердились в ходе эксперимента, который проходил на базе МДОУ «Детский сад № 55» (компенсирующего вида) города Новокузнецка, в ноябре 2011 года.

В обследовании принимала участие группа из 14 детей в возрасте 5лет. Все дети посещают старшую группу ДОУ. Проанализировав их речевые карты, мы выявили, что все дети имеют ОНР II-III уровня на фоне дизартрии.

Целью первого констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности лексической стороны речи дошкольников с ОНР.

Для ее реализации мы использовали такие методы исследования как беседа с воспитателем и специалистами ДОУ, наблюдение за работой педагогов и диагностические задания.

Из беседы со специалистами ДОУ выяснилось, что все работники ДОУ работают над закреплением лексики в рамках тематического цикла. Однако наблюдение показало, что такая работа ведется от случая к случаю, взаимодействия между специалистами нет.

Исследование лексической стороны речи детей проводилось с использованием методики Волковой Г. А.

Результаты, полученные в ходе обследования детей, мы сопоставили с условными уровнями сформированности лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Выяснилось, что

высокий уровень не показал ни один из детей;

к среднему уровню мы отнесли 35% (5)детей;

к уровню ниже среднего можно отнести 58% (8) детей;

низкий уровень показал один ребенок (7% обследуемых детей).

Таким образом, в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ОНР данной группы к пяти годам значительно отстают в формировании лексической стороны речи от детей с нормальным речевым развитием. Одной из причин этого может быть отсутствие комплексного подхода к решению данной задачи в ДОУ.

Слово “комплекс” буквально означает связь, сочетание. Под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

В обучении комплексный подход - способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня.

Комплексный подход в логопедии представляет собой целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которая, во-первых, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ.

В процессе формирования лексической стороны речи детей с ОНР должны участвовать учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физкультуре. Профессиональное взаимодействие, взаимная осведомленность об этапах работы по развитию и коррекции речи каждого ребенка способствуют реализации комплексного подхода. Осуществление такого взаимодействия невозможно без единого тематического плана, который составляется на основе плана учителя-логопеда.

Воспитатель закрепляет сформированные логопедом речевые навыки, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей по каждой лексической теме в процессе всех режимных моментов, включает отработанные лексико-грамматические конструкции в ситуации естественного общения детей.

Инструктор по физкультуре, закрепляя словарь, может использовать на занятиях сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подбирать игры в соответствии с текущей лексической темой.

Музыкальный руководитель и воспитатель по изобразительной деятельности – обогащают и активизируют словарь в ходе бесед на своих занятиях, учат детей понятно выражать свои мысли, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

Важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями – это целенаправленная помощь со стороны родителей детей с ОНР. Основные задачи родителей по закреплению лексико-грамматических категорий определяются логопедом.

Во-вторых, комплексный подход опирается на закрепление лексики в разных видах деятельности детей.

Это направление работы осуществляет воспитатель, что связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в течение всего пребывания ребенка в ДОУ, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Проведение работы по лексической теме возможно уже во время утреннего приема детей. Воспитатель может провести с детьми пальчиковую гимнастику и артикуляционную гимнастику, беседу, дидактические игры, физминутки во время занятий в соответствии с лексической темой.

На прогулке работа над лексикой проводится через наблюдения, при которых дети совершенствуют свои умения связно говорить и отвечать на вопросы, подвижные игры, в которых используется текстовое сопровождение.

После сна для закрепления лексики можно провести словесные и настольно-печатные игры, которые помогают обогатить и активизировать словарь ребенка по лексической теме, применить полученные знания на практике.

Во время всех режимных моментов воспитатель осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Таким образом, выстраивая комплекс целенаправленных действий всех специалистов и закрепляя лексику в разных видах деятельности детей можно добиться качественного формирования лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Список литературы

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М. М. Алексеева, В. И Яшина - М. : AcademА, 1997. - 399с.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А. М. Бородич - М. : Прочвещение, 1981. - 256 с.

Все о детях. Дошкольное детство. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru

Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.

Формирование предложно-падежного управления у дошкольников с ОНР Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНРФормирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР Воспитатель: Синица Т. П. Учитель-логопед: Исаченко Л. И. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Овощи» Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения. Лексическая тема «Овощи» Цель: обобщение знаний детей.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Посуда» Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Итоговая НОД по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР «Мягкие и твердые согласные» Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи компенсирующей направленности.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Презентация «Формирование произносительной стороны речи у детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд ФГОС ДО «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 19:11
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД