Приложение МААМ

Развитие произвольного внимания детей с гиперактивностью через совместные игры с родителями

Любовь Чистякова
Развитие произвольного внимания детей с гиперактивностью через совместные игры с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Воспитатель: Чистякова

Любовь Александровна

Томск 2021

Публикация «Развитие произвольного внимания детей с гиперактивностью через совместные игры с родителями» размещена в разделах

Проблема социальной дезадаптации, недостаточной саморегуляции поведения и произвольного внимания, проявляющихся у старших дошкольников в последнее время, занимает ведущее место среди причин школьной неуспешности в начальных классах. По мнению психоневрологов и психологов проблемы произвольной регуляции поведения и учебной деятельности в этом возрасте преимущественно зависят от различных вариантов функциональной незрелости центральной нервной системы. Ведущее место, среди возможных вариантов, принадлежит синдрому дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью отличаются низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения.

Гиперактивный ребенок в дошкольном возрасте имеет большие компенсаторные возможности мозга, что позволяет при своевременном коррекционном вмешательстве предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Дошкольный период важен с целью предупреждения развития нежелательных форм поведения, а также с целью профилактики дезадаптации в школе. Чем раньше ребенку будет оказана помощь в развитии произвольной регуляции поведения, тем больших проблем удастся избежать в дальнейшем при обучении в школе.

Умение дошкольника произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения новых знаний, является важнейшим условием в образовательной деятельности.

Произвольное (преднамеренное)внимание, возникает, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает волевые усилия и старания для достижения желаемого. Кроме целеполагания и волевых усилий, различают несколько составляющих свойств произвольного внимания :

• сосредоточенность

• устойчивость

• объем

• распределение

• переключение

Сосредоточенность - это удержание внимания ребенком на одном объекте или одной деятельности, при этом, не отвлекаясь на все остальное окружение. Сосредоточенность имеет отношение к глубокому интересу ребенка к выполняемой деятельности. Ребенок при выполнении задания может не отвечать, а порой даже не слышать, что к нему обращаются. В этом случае можно говорить о большой концентрации внимания.

Устойчивость внимания – это длительное сосредоточение на значимом объекте или деятельности. (по Н. Ф Добрынину) Устойчивое направленное внимание ребенка не пассивно гуляет по заданному объекту деятельности, а осуществляет целенаправленный поиск выделения главного, того что соответствует цели и мотиву деятельности, для достижения определенного результата.

Обратное устойчивому вниманию, является неустойчивое, колеблющиеся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону на раздражающие факторы со стороны. Такое внимание требует развития волевых усилий и дополнительной стимуляции. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут длительно проявлять волевое напряжение, они быстро устают и истощаются. У каждого ребенка в дошкольном возрасте временной промежуток волевого напряжения имеет разную длительность.

Объем произвольного внимания определяет эффективность любого вида обучения ребенка. Во время обучения задействовано мышление, которое предполагает одновременное объединение, совмещение и удержание нескольких объектов в поле внимания ребенка. У детей объем внимания, в зависимости от возраста, включает в себя от 2 до 5 объектов.

Распределение внимания - это умение ребенком выполнять более одной деятельности одновременно. На пример: слушать воспитателя и рисовать одновременно, или танцевать и слушать музыкального работника, корректируя свои движения, петь и танцевать одновременно. Умение распределять свое внимание приходит постепенно при взрослении ребенка. Сначала у детей вызывает трудности, даже исполняя танец, подпевать песню. Выполняя незначительные монотонные движения, некоторые дети с трудом исполняют песню, но при длительной тренировке навык развивается и закрепляется.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другое. В переключении внимания, как в действии, проявляются регуляторные функции внимания, способность быстро переходить от одной деятельности к другой. У детей с неустойчивой психикой быстрое переключение с одного вида деятельности на другой вызывает раздражение и может, в некоторых случаях, спровоцировать истерику и отказ от выполнения того или иного вида деятельности. Таким детям, рекомендуется давать некоторое время, чуть длительное, для возможности перестроится, переключится, доделать одно и постепенно перейти к другому виду деятельности.

Для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста наиболее эффективным методом, целесообразно выбрать игру. Игра –это самая важная и основная форма активности ребенка. Игра помогает детям овладевать навыками самоконтроля, произвольной конценьрации внимания. Через, определенного вида, игры дети могут отдохнуть, снять напряжение. В играх дети воссоздают увиденное ими, проигрывают из раза в раз ситуации из наблюдений жизни ближайшего окружения. С помощью игры дети оперируют своими знаниями, уточняют их, обогощают, а следовательно и развивают познавательные, нравственные способности ребенка. Игра разносторонне развивает детей и с взрослением детей игра усложняется и развивается.

Именно поэтому очень важно как можно больше играть с детьми.

Ведь игра это еще и замечательная возможность лучше узнать наклонности и интересы своего ребенка, с пользой провести свободное время и закрепить (или установить) теплые и дружеские отношения в семье.

Если ребенку трудно выполнить какие-то задания из игры и он теряет интерес, вяло отвечает на вопросы или отказывается вообще играть-это может говорить, о том, что вы выбрали не подходящую игру по сложности. Возможно она не интересна ребенку из-за своей простоты, либо наоборот слишком сложна для его восприятия. Игру всегда можно скорректировать под индивидуальные особенности вашего ребенка. У детей с гиперактивностью интелектуальные игры быстро вызывают истощение мозговой деятельности. Ребенку требуется релаксационная пауза, отдых. Можно предложить полежать и послушать тишину или приятную спокойную музыку.

Наиболее эффективным будет развитие и польза для ребенка, если игру он выберет сам. Заинтересуйте его новыми открытиями, знаниями, экспериментами в новой игре.

Играем все вместе, нашей дружной семьей!

Игры для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Направленная игра с правилами «Да и нет, не говорить»

Цель: Развивтие слухового внимания и намерения «Соблюдать правила»

Родитель предлагает ребенку поиграть в игру, произносит правила игры : Я буду задавать тебе вопросы, а ты будешь отвечать на них, но есть одно условие слова «да» и «нет» говорить нельзя. Педагог задает вопросы, которые подразумевают односложные ответы.

Пример: Ты сегодня гулял на улице? Ты сегодня завтракал? Ты делал зарядку? и т. д.

Направленная игра с правилами: «Молчу, шепчу, кричу»

Цель: Коррекция импульсивности, развивитие волевой регуляции поведения и намерения «соблюдать правила»,

учить ребенка совместному выполнению задания по речевой инструкции взрослого.

Перед игрой, поговорите с ребенком на тему «Кто живет в лесу» Предложите вспомнить, какие животные живут в лесу. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не напугать животных.

Затем предложите ребенку поиграть в игру, произносит правила игры :

Сейчас мы будем с тобой говорить и двигаться, но нужно ориентироваться на мои сигналы - если я приложу палец к губам, то нужно говорить шепотом и двигаться медленно, если покажу движение «руки под ушко», как будто сплю, ты должен замолчать и не шевелится, а если я подниму руки в верх, ты можешь громко кричать и бегать. Игра заканчивается на сигнале «палец к губам».

Игра с правилами «Кто пропал»

Цель: Развитие внимания и намерения «соблюдать правила.»

Разместитесь семьей удобно на ковре или диване. Сначало взрослый (после первой игры может стать ведущим ребенок, далее опять взрослый) расставляет фигурки или картинки с разными тематическими изображениями (птиц, овощей, фруктов, машин, мебели, транспорта и т. д). на ковре, предлагает всем игрокам закрыть глаза. Пока у всех закрыты, глаза ведущий прячет одну карточку (фигурку). Всех предупреждает, что подглядывать, по правилам игры, нельзя. Открыв глаза, отгадывают, какая фигурка (карточка) пропала. Игра проводится 3-5 раз. Главное следить, чтобы ребенок не переутомился.

Игра-тренинг. «Я называю- ты показываешь»

Цель: Развивтие произвольного внимания к речи и произвольной регуляции собственной деятельности

Родитель предлагает поиграть ребенку в игру «Я называю- ты показываешь» : Покажи где у тебя левая рука, где правая нога, где правое ухо, где левая нога, где правая рука и т. д.

Игра «Прятки».

Цель: Развитие пространственного мышления

Родитель предлагает ребенку найти «спрятавшихся» персонажей сказки на листе, лежащем на столе и назвать их местоположение. Кто находится в правом верхнем углу? Кто изображен в центре листа? (И. т. д.)

Настольная игра «Выложи из палочек фигуру»

Цель: Развитие концентрации внимания, выполнения задания по образцу по свернутой программе.

Игра проходит за столом, но можно и на полу, если это удобно. На столе лежат заранее подготовленные карточки с нарисованным изображением схематических фигур «кораблик, самолет, трамвай, вертолет и. др.». Ребенок выбирает понравившеюся схему и выполняют задание. Помощь взрослого состоит, только в обращении внимания ребенка на схему, по необходимости. В конце игры, ребенок и все играющие сравнивают результат своей деятельности с образцом и вносят изменения по необходимости.

Игра «Отгадай и покажи»

Взрослый загадывает загадки про виды транспорта ( любые тематические группы: овощи, фрукты, мебель в квартире, посуда и т. д.) , ребенок выслушав до конца загадку, находит нужную картинку или нужный предмет-отгадку и называет ответ.

Игра "Перепутанные линии"

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Игра "Где чей домик?"

Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите карандаш в сторону.

Игра "Сделай, как я!"

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Игра "Зеркало"

Цель игры : развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Математические квадраты из частей", наборы геометрических фигур и т. д.

Взрослый предлагает ребенку: "Давайте мы с тобой поиграем в зеркало. Зеркало, отражает все, что видит".Взрослый на глазах у реьенка складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребенок должен как можно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Задания на поиск недостающих деталей.

В заданиях ребенок должен рассмотреть картинку и дорисовать недостающие детали.

Игры лабиринты.

Игры-лабиринты развивают у детей концентрацию внимания, представляют собой различные запутанные дорожки с поиском предметов.

Игры на поиск отличий.

Дети с увлечение ищут отличия на картинках. Взрослые тоже ищут отличия. Кто быстрее и правильнее назовет все отличия на картинках мам, папа или ребенок!

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Совместные поделки детей с родителями «Дары Осени»Совместные поделки детей с родителями «Дары Осени» Соколенко Наталья Совместные поделки детей с родителями на тему "Дары Осени" Каждую осень природа одаряет нас своими плодами, разноцветными.

Взаимодействие родителей и детей через совместные игры, досуги, развлеченияВзаимодействие родителей и детей через совместные игры, досуги, развлечения Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие произвольного внимания детей с гиперактивностью через совместные игры с родителями
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 19:09
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие произвольного внимания детей с гиперактивностью через совместные игры с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чистякова (УИ 349206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД