Папки-передвижки

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости

Любовь Григорьева
Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости
▼ Скачать + Заказать документы

Несформированность пространственных представлений ведёт к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях – на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций. Была выявлена зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач, со всей познавательной деятельностью в целом.

Публикация «Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости» размещена в разделах

Важным для обеспечения правильной ориентировки в пространстве становится выделение ведущей руки в качестве опоры, выполняющей функцию точки отсчёта для восприятия собственного тела и внешнего пространства.

1. Динамические упражнения:

«Цапли»

Упражнение выполняется сначала на одной ноге, а затем на другой; при этом внимание ребёнка обращают на то, что сначала цапля стоит на правой ноге, а потом на левой.

Цапля – птица длинноногая,

Длинноносая и строгая,

На одной ноге стоит,

На лягушек всё глядит

(ребёнок стоит на одной ноге, высоко подняв колено другой ноги и вытянув руки в стороны).

Цапля ходит по болоту

И всё время смотрит в воду

(идёт, высоко поднимая колени, руки держит вытянутыми в стороны).

Как лягушки зазеваются –

В клюв ей тут же попадаются

(останавливаются, выполняют наклоны вперёд на прямых ногах, руками «поднимая лягушку»).

«Аист»

Аист, аист длинноногий

Важно ходит по дороге:

Шагнёт правою ногой,

Шагнёт левою ногой

(ребёнок, выпрямив спину и вытянувшись вверх, идёт, высоко поднимая колени, имитируя важную, гордую осанку аиста).

Повернётся вправо, влево,

Аист не стоит без дела

(поворачивает и вытягивает голову сначала вправо, потом влево).

Гордо крыльями взмахнёт

(поднимает руки, имитируя взмах крыльев).

И гнездо себе совьёт

(садится на корточки, обхватывая колени руками).

2. Игровые задания для усвоения дифференцировки правых и левых частей тела и лица:

Игра «Обезьянки».

Ребёнок повторяет все действия за взрослым, показывает и называет части лица, головы: глаза, нос. Рот, брови, ресницы, щёки, лоб, подбородок, скулы, верхние и нижние веки, виски, затылок.

Имитация названных действий.

Ребёнок показывает и говорит, какой рукой надо держать:

- щётку, когда чистим зубы;

- расчёску, когда причёсываемся;

- ложку или вилку, когда едим;

- веник, когда подметаем пол;

- карандаш, когда рисуем, и ручку, когда пишем;

- молоток, если забиваем гвозди и т. д.

Ребёнку предлагается :

- поднять правую руку и назвать её, затем – левую;

- показать или взять предметы правой, а затем левой рукой;

- взять один предмет правой, а второй – левой рукой и т. д.

3. Игра «Путаница» :

Ребёнку предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки т. д.

4. Упражнение «Ёлочка» :

Взрослый рисует пять ёлочек разной высоты. Ребёнку предлагается закрасить или заштриховать зелё ным карандашом:

- самую высокую ё лку:

- ёлку, которая нарисована последней;

- ёлку, которая нарисована рядом с последней;

- ёлку, которая нарисована между самой высокой и самой низкой ёлками.

После выполнения упражнения взрослый спрашивает у ребёнка, где находится ёлка, которая осталась незакрашенной (незаштрихованной, и какая она по счёту.

5. Игра «Найди клад» :

Цель игры – научить ребёнка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо или налево. В комнате заранее прячут игрушку («клад»). В начале игры ребёнку предлагается представить себя сказочным персонажем, который отправляется в долгое путешествие на поиски клада. Взрослый предлагает ребёнку отыскать клад, внимательно слушая подсказки: «Направо пойдёшь – клад найдёшь, налево пойдёшь – сам пропадёшь». Ребё нок продолжает движение в выбранном направлении до следующей команды: «Стоп! Налево пойдёшь – клад найдёшь, направо пойдёшь – сам пропадёшь».

Играя, ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию понятийной и коммуникативной функции речи, когнитивному развитию ребёнка, создаёт предпосылки для успешного усвоения учебной программы массовой общеобразовательной школы, а также социальной адаптации в обществе.

Публикации по теме:

Использование артикуляционной гимнастики при формировании грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР III уровня Актуальность. Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают.

Речь детей с заиканием Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Впервые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости
Опубликовано: 8 марта 2015 в 00:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 36268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД