Любовь Григорьева
Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости
▼ Скачать + Заказать документы
Несформированность пространственных представлений ведёт к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях – на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций. Была выявлена зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач, со всей познавательной деятельностью в целом.
Публикация «Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости» размещена в разделах
Важным для обеспечения правильной ориентировки в пространстве становится выделение ведущей руки в качестве опоры, выполняющей функцию точки отсчёта для восприятия собственного тела и внешнего пространства.
1. Динамические упражнения:
«Цапли»
Упражнение выполняется сначала на одной ноге, а затем на другой; при этом внимание ребёнка обращают на то, что сначала цапля стоит на правой ноге, а потом на левой.
Цапля – птица длинноногая,
Длинноносая и строгая,
На одной ноге стоит,
На лягушек всё глядит
(ребёнок стоит на одной ноге, высоко подняв колено другой ноги и вытянув руки в стороны).
Цапля ходит по болоту
И всё время смотрит в воду
(идёт, высоко поднимая колени, руки держит вытянутыми в стороны).
Как лягушки зазеваются –
В клюв ей тут же попадаются
(останавливаются, выполняют наклоны вперёд на прямых ногах, руками «поднимая лягушку»).
«Аист»
Аист, аист длинноногий
Важно ходит по дороге:
Шагнёт правою ногой,
Шагнёт левою ногой
(ребёнок, выпрямив спину и вытянувшись вверх, идёт, высоко поднимая колени, имитируя важную, гордую осанку аиста).
Повернётся вправо, влево,
Аист не стоит без дела
(поворачивает и вытягивает голову сначала вправо, потом влево).
Гордо крыльями взмахнёт
(поднимает руки, имитируя взмах крыльев).
И гнездо себе совьёт
(садится на корточки, обхватывая колени руками).
2. Игровые задания для усвоения дифференцировки правых и левых частей тела и лица:
Игра «Обезьянки».
Ребёнок повторяет все действия за взрослым, показывает и называет части лица, головы: глаза, нос. Рот, брови, ресницы, щёки, лоб, подбородок, скулы, верхние и нижние веки, виски, затылок.
Имитация названных действий.
Ребёнок показывает и говорит, какой рукой надо держать:
- щётку, когда чистим зубы;
- расчёску, когда причёсываемся;
- ложку или вилку, когда едим;
- веник, когда подметаем пол;
- карандаш, когда рисуем, и ручку, когда пишем;
- молоток, если забиваем гвозди и т. д.
Ребёнку предлагается :
- поднять правую руку и назвать её, затем – левую;
- показать или взять предметы правой, а затем левой рукой;
- взять один предмет правой, а второй – левой рукой и т. д.
3. Игра «Путаница» :
Ребёнку предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки т. д.
4. Упражнение «Ёлочка» :
Взрослый рисует пять ёлочек разной высоты. Ребёнку предлагается закрасить или заштриховать зелё ным карандашом:
- самую высокую ё лку:
- ёлку, которая нарисована последней;
- ёлку, которая нарисована рядом с последней;
- ёлку, которая нарисована между самой высокой и самой низкой ёлками.
После выполнения упражнения взрослый спрашивает у ребёнка, где находится ёлка, которая осталась незакрашенной (незаштрихованной, и какая она по счёту.
5. Игра «Найди клад» :
Цель игры – научить ребёнка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо или налево. В комнате заранее прячут игрушку («клад»). В начале игры ребёнку предлагается представить себя сказочным персонажем, который отправляется в долгое путешествие на поиски клада. Взрослый предлагает ребёнку отыскать клад, внимательно слушая подсказки: «Направо пойдёшь – клад найдёшь, налево пойдёшь – сам пропадёшь». Ребё нок продолжает движение в выбранном направлении до следующей команды: «Стоп! Налево пойдёшь – клад найдёшь, направо пойдёшь – сам пропадёшь».
Играя, ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию понятийной и коммуникативной функции речи, когнитивному развитию ребёнка, создаёт предпосылки для успешного усвоения учебной программы массовой общеобразовательной школы, а также социальной адаптации в обществе.