Наталья Гапонова
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учётом его добора.
Основные правила при проведении упражнений:
— не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
— движения ребенок должен проводить плавно, под счет;
- упражнения выполняются в хорошо проветренном помещении, до еды.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Выработка правильного диафрагмального дыхания: дыхательная гимнастика.
«Надуй шарик» Выбрать удобную позу (сидя,стоя,положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос и сразу же произвести свободный, плавный выдох.
«Ветер»
1 — сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 — задержать дыхание на 3—4 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.
ВТОРОЙ ЭТАП
Статистические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлинённому выдоху с использованием наглядного материала.
Осенние листочки
Оборудование: макет с разноцветными осенними листьями (листья подвешены на верёвочках).
Инструкция. Медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытянуть губы трубочкой. Дуть на листочки, не раздувая щек. Повторить 3—5 раз.
Лети, бабочка
Оборудование: большой цветок из фетра и маленькие бабочки из фетра (или цветной бумаги).
Ребёнок на ладошке держит цветок, на котором сидит бабочка.
Инструкция. Медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на бабочку, чтобы она улетела с цветка, не раздувая щек. Повторить 3—5 раз.
Помоги Колобку
Оборудование: сюжетная картинка из сказки «Колобок» с изображение лисы; предметная картинка Колобок (или жёлтый теннисной шарик с изображением Колобка).
На столе лежит сюжетная картинка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на Колобка, тот «убегает» от лисы. Следить, чтобы не поднимались плечи, не раздувались щеки.
Помоги улитке доползти до домика
Оборудование: сюжетная картинка «дорога к домику улитки» предметная картинка – улитка.
На столе лежит сюжетная картинка. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на улитку, помогая ей быстрее добраться домой. Следить, чтобы не поднимались плечи, не раздувались щеки.
Освободи солнышко
Оборудование: картинка с нарисованным солнцем, вырезанная из бумаги тучка.
На уровне рта ребенок держит картинку с солнцем, которое спрятала тучка.
Логопед. Подуй на тучку и освободи солнышко, чтобы оно обогрело всех своим теплом.
По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на тучку. Тучка медленно передвигается и ребёнок «освобождает» солнышко. Следить, чтобы не поднимались плечи, не раздувались щеки.
Плыви, кораблик!
Оборудование: сюжетная картинка с изображением речки, предметная картинка кораблик.
На столе лежит сюжетная картинка. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на кораблик, чтобы он поплыл. Следить, чтобы не поднимались плечи, не раздувались щеки. Повторить 3—5 раз.
ТРЕТИЙ ЭТАП
Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков)
- громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков;
- длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний гласных звуков;
- произнесение согласных звуков [ф],[х], по мере появления используются согласные [с], [з],[ш],[ж].
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП
Произнесение слогов и звукоподражаний (ау, иа, произнесение слоговых сочетаний (та-то-та-то, ту-ду-ту-ду).
«Кто как голос подаёт» Кошка: «Мяуууу». Собака: «Гаввввв» и т. д.
ПЯТЫЙ ЭТАП
Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз (нп. счёт, произнесение чистоговорок или предложения из 3-4 слов, затем содержащих от 5 до 7 слов).
Упражнение «Паровозик гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у»
Мчится поезд во весь дух (круговые движения согнутыми в локте руками)
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит (остановиться): У-у-у-у-у-у-у-у (погудеть).
«Ку-ка-ре-ку-у» (произнести на выдохе).
Используемая и рекомендуемая литература
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
2. Леонова С. В. Журнал «Логопед» № 6, 2004г.
3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по коррекции по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] : Пособие для логопедов– СПб. : КАРО, 2006.