Евгения Вадимовна Саранина
Развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (яслей, детских садов, школ, развивающих центров, которые несут воспитательную функцию, ответственность за всестороннее воспитание ребенка и подготовку его к жизни в обществе лежит в первую очередь на семье. Ведь именно родители являются первыми воспитателями и учителями малыша, они учат детей познавать окружающий мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения, общаться.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому, уважаемые родители обратите внимание на следующее:
В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Замечая грамматические ошибки в речи ваших детей исправляйте их.
Большое внимание уделяйте развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. В этом вам поможет игра, так как игра сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры направленные на развитие речевой активности :
(можно использовать во время детских праздников, когда к ребёнку пришли гости)
Живые картинки
Разделитесь на две-три команды, каждая команда придумывает свою "картинку",в которой нужно изобразить кто и что делает. Одна команда показывает, другая отгадывает, что они делают. Игра проходит гораздо интереснее если вместе с детьми в ней учавствуют взрослые.
Красивые слова
Взрослый выбирает любой предмет или объект для подбора к нему определений, метафор, сравнений, олицетворений, который должен иметь яркие, характерные признаки. Ребёнок не назвавший слово выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся в игре.
Одними из игр, направленных на развитие речи ребенка, являются словообразования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Вариантов этих игр может быть множество.
Игра «Предметы»
Попробуйте называть ласково любые предметы, которые вы видите в доме. Используя мяч, мама называет большой предмет, ребенок, возвращая его – маленький.
Например:
Карандаш – карандашик Мяч – мячик Стол – столик Книга – книжечка Стул – стульчик.
Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами.
«Закончи предложение»
Слон большой, а комар. Камень тяжелый, а пушинка. Днем светло, а ночью.
«Добавь словечко»
дети добавляют одно общее слово к двум словам:
дерево, цветок – что делают? (растут) Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка) Мяч, яблоко – какие? (круглые)
Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Старайтесь развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждайте их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Например, во время прогулки используйте такие словарные игры и упражнения:
«Назови части дерева»;
«С какого дерева листочек? (С березы, значит это какой лист? (березовый)»;
«Какие птицы прилетели на участок?» (Ворона, воробей). Какая ворона? (Большая, любопытная, голодная, смелая). Что делает ворона? (Ходит, каркает, прыгает, ищет еду)
«Назови семью воробья» (Папа-воробей, мама- воробьиха, дети – воробьята и т. д.)
Игр на развитие речи детей существует очень много, но помните речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.