ирина жуйкова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Чтобы эти функции реализовались своевременно, необходимы условия. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Существует предметная совместной деятельность.
Её основы закладываются в младенчестве, в период эмоционально-личностного общения взрослого с ребёнком. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей. Если ребёнок не овладел этой деятельностью, то у него не возникает потребность общаться. В первое время ребёнка интересуют все окружающие предметы, он знакомится с ними, пробует их на вкус, познаёт их физические свойства, запоминает их название на слух, поэтому как можно чаще произносите название тех предметов, которыми интересуется ваш малыш.
Подлинная предметная деятельность начинает развиваться позже, когда ребёнку уже исполнился год, в этот период идёт усвоение способов действия с предметами, которые обеспечивают их использование по назначению. Ребёнок уже мысленно задаёт вопрос «Что с этим можно сделать?», а не просто «Что это?» Когда взрослый объясняет, что можно делать с тем или иным предметом, показывает определённые действия, малыш стремится сам овладеть этим действием, учится пользоваться предметом. Формирование предметной деятельности происходит тогда, когда ребёнок реально овладел действиями с предметами, а не только знаниями о них.
При правильном воспитании ребёнка речь является основным средством общения.
В раннем возрасте речь становится основным средством общения. Ребёнок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребёнка не развивается и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребёнка средства фольклора.
За речью ребёнка важно следить с младенчества. Речь появляется, как результат эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков своего родного языка, задолго до появления самостоятельной речи. Эмоциональное общение взрослого с малышом является важнейшей предпосылкой становления речевых форм коммуникации.
Формирование речевой активности происходит в раннем возрасте. В этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, т. к. активный запас слов помогает излагать мысль. А для этого детям нужно давать возможность высказываться, больше говорить, не перебивать его, поощрять любую речевую попытку выразить мысль. Ребёнок начинает произносить слова осмысленно, которые раньше просто слышал и не понимал их значения, но со временем смысл становится понятен и ребёнок сам пытается произносить слова. В три года ребёнок уже готов активно использовать речь в целях общения со сверстниками и взрослыми. Когда ребёнок приходит в детский сад, создаются новые непривычные условия, для более лёгкой адаптации словесные инструкции нужно сочетать с показом и выполнять действия совместно с ребёнком. Со временем слово становится способом самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребёнка.
Благоприятная почва для успешного развития речи закладывается именно в период дошкольного детства. Огромная ответственность ложится на воспитателя. Поэтому правильно подобранные приёмы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развития ребёнка в целом.
Оказать реальную и полноценную помощь малышу, мне помогают специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности.
1. Разговор с самим собой.
Когда малыш находится недалеко от вас, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями - доступными восприятию малыша.
«Я вижу книжку», «Книжка на полке», «Книжка про Машу».
2. Параллельный разговор.
Воспитатель описывает все действия ребё нка : что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт их использовать самостоятельно.
3. Провокация (искусственное непонимание ребёнка).
Воспитатель не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Если ребёнок тянется за игрушкой, то взрослый умышленно даё т ему другую игрушку и говорит: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствую себя намного сообразительнее взрослого.
4. Распространение.
Продолжение и дополнение всего сказанного ребёнком, но не надо принуждать его к повторению.
Ребё нок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный». «Суп кушают ложкой».
Постепенно ребёнок сам заканчивает свои мысли, и, соответственно, готовится почва для овладения контекстной речью.
5. Выбор.
Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоjценности.
«Тебе налить полстакана молока или целый?»
6. Игры с природным материалом.
Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени можно исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия.
7. Продуктивные виды деятельности.
Для многих своих мыслей и представлений ребёнок не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими более доступными способами: через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, которые развивают лингвистические способности ребёнка и сенсорные.
Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ, а рассказ в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять.
8. Замещение.
«Представь, что…»- эти слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. Как магическое заклинание для ребё нка звучат слова: «Представь, что мы - самолёты». Такая этюдно–игровая форма развивает у ребёнка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим.
9. Ролевые игры.
Например, игра в телефон, когда ребёнок использует игрушечный аппарат, можно звонить маме, папе, бабушке, другу. Такая игра стимулирует речевое развитие, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную активность.
10. Музыкальные игры.
Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», и др. Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку подпевать.
11. Использование фольклорных произведений.
В своей работе я использую все перечисленные приёмы развития речи, но более подробно хочу остановиться на приёме использования фольклорных произведений. Так как этот приём позволяет мне развить речь детей в доступной и интересной для них форме и даёт отличные результаты. Уровень по развитию речи детей высокий!
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее – крест - накрест; с правой рукой - левое полушарие, а с левой- правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе– кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Я использую потешки - стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черёд прибауток-песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко», действуют животные (кисонька -мурлысонька, курочка - рябушечка, сорока- белобока и т. д.).Описание их не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водичкой- цыпляток поить; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянечки и т. д.
При проговаривании этих произведений, воспитатель должен обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми. Воспитатель может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку-воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой (имя ребёнка).
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребёнка) -хороший!
(имя ребёнка) пригожий!
Потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Я использую потешки, чтобы заставить детей двигаться :
Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок,
Топ, топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранyая потешка может помочь и во время кормления.
Травка-муравка, сосна поднялась,
Птица-синица за зёрна взялась,
Зайка - за капустку, мышка за корку,
Детки - за молоко.
Умница Катенька ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При подготовке детей ко сну желательно использую потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят - поспят, всему миру спят – велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошеки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи.
Для запоминания потешек, я использую подбор различного материала – это красочные книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступногм для детей месте. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек.
В результате общения с фольклорными произведениями к ребё нку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у малыша удовольствие и радость.
Лаковое обращение к ребёнку создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает, радует ребёнка. Благодаря фольклору ребенок не только легче адаптируется к детскому саду, главное его речь начинает развиваться, ребёнок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая это всё пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи.
Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средствами которого, я развиваю речь детей. Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, колыбельные, идёт от основы (колыхать, колебать, качать). Отсюда же колыбель, коляска.
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. При укладывании спать использую колыбельные песни:
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идёт физическое и психическое развитие ребёнка, развитие речи, присущие этому возрасту.
Необходимо поддерживать в часы бодроствования радостные эмоции у ребёнка, чтобы воспитывать его физически здоровым. Пестушки можно использовать во время пробуждения, массажа.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Стишки эти просты, но они влияют не только на развитие двигательных функций, но и на развитие ребёнка в целом, ребёнок запоминает текст и пытается повторить его, идёт развитие речи. Пестушки обычно начинаются с звукоподражания : «Скок-поскок», «Чики – чики - чикалочки», «Тюшки - тютюшки».
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребёнка в игру. Потешка «Сорока-ворона» это игра с пальцами, а через развитие мелкой моторики рук, идёт и развитие речи ребёнка. Каждая игра-потешка содержит наставление: в потешке «Сорока-белобока» птица щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе со всеми - идёт нравственное воспитание малышей. Я использую потешки в различных видах деятельности при работе с детьми. Например при изучении домашних птиц можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…»
При пробуждении детей :
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо.
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся.
Потешки при одевании:
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
- Как живешь?
Потешки при кормлении
Супик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький!
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки! В работе с детьми я выбрала именно этот приём и получила уже первые результаты работы, уровень развития речи детей высокий!
Играйте с ребёнком, пойте, рассказывайте стихотворения и ваши дети заговорят гораздо быстрее, делайте всё это с душой!