Ирина Молоствова
Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе
развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И, конечно, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки стала важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила цель своей работы : развитие речи посредством развития мелкой моторики рук через различные виды деятельности.
В своей работе я поставила следующие задачи:
-содействовать нормализации речевой функции;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить общую двигательную активность;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы
.- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми решала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Все формы работы строились с учетом следующих правил:
Задания постепенно возрастающей сложности;
Учет индивидуальных особенностей ребенка;
Регулярность,систематичность;
Соблюдение временного регламента;
Повышение интереса к заданиям;
Успешная деятельность детей
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы :
- пальчиковый игротренинг
- массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- театр теней
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.)
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой
и т. д.
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
- различные виды аппликаций
- развитие графической моторики
- рисование по трафаретам
- штриховка
- дорисовка (по принципу симметрии)
- лабиринты
- заплетание косичек
-«Геоконт» Воскобовича В. В.
Дидактические игры
- шнуровки
- игры с мелкими предметами- пазлы, мозаика
Прежде чем, приступить к работе, я четко разрабатывала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра– это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на
мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, когда упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек.
Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный климат, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их
точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами, которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого
использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предлагала игры, в
которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе
конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки.
Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание пазлов, нанизывание бисера на леску, заплетание косичек, игры с резиночками («Геоконт» Воскобовича).
Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
В конце каждого полугодия я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала:
совместное проведение занятий (визиты в группу);
практикум по организации игр с детьми в домашних условиях, способствующих развитию мелкой моторики;
тематические консультации, папки-передвижки;
выпуск памяток, информационных листков;
участие в творческих выставках.
Таким образом, о ходе проведенной работы говорят следующие результаты:
Включение детьми в самостоятельные игры элементов упражнений на мелкую моторику с речевым сопровождением
Положительная динамика в развитии диалогической и монологической речи;
Обогащение предметно-развивающей среды элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики
Повышение компетентности родителей по данной проблеме;
В дальнейшем я буду:
Продолжать начатую работу «Развитие речи детей посредством развития мелкой
моторики руки».
Обогащать предметно–развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук, моделями и схемами по речевому развитию.
Продолжать использовать формы и методы работы с родителями
Продолжать работу по данному направлению со специалистами МБДОУ: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем – логопедом.
продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук.