Вера Сафонова
Развитие речи и коммуникативных навыков в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи и коммуникативных навыков в ДОУ»
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образование в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» потребовало от педагогического коллектива нашего ДОУ пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладение родным языком, развитие речи.
Публикация «Развитие речи и коммуникативных навыков в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Содержание образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с программой «Детство» ,Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.
парциальных программ:
Авдеевой Н. Н., Стеркиной Р. Б., Князевой О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Приоритетными направлением ДОУ являются:
познавательно-речевое развитие дошкольников и коррекция речи детей.
Работа педколлектива по коммуникативному развитию дошкольников включает в себя следующую цель и задачи:
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
Задачи:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми
• развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
• практическое овладение нормами речи
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы
в ходе режимных моментов
в свободной самостоятельной деятельности
во взаимодействии с семьями
Условия реализации работы по коммуникативному развитию дошкольников :
1. Повышение уровня самообразования педагогов.
В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы.
Проведены педсоветы:
«Познавательно – речевое развитие дошкольников»,
«Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»
Семинары:
«Технология речевого развития»,
«Литературное воспитание дошкольников»
Для воспитателей специалистами ДОУ были организованы консультации:
«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»
«Сказкотерапия в коррекционно-логопедической работе»
«Совместная работа с семьей по развитию речи детей»
2. Создание предметной развивающей среды.
В нашем ДОУ создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.
При проектировании развивающей среды учитывалась и ее динамичность. В интерьере групп есть легко трансформируемые элементы: легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Воспитатели создают условия для развития вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами – заместителями, развивающими, познавательными, настольно-печатными играми, головоломками. Учитывается и гендерная специфика.
Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей всех возрастов. В группах старших дошкольников появляются материалы, способствующие овладению чтением, а также материалы, отражающие школьную тему.
Для осуществления речевого развития детей в группах выделены уголки, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками :
- книжные
- интеллектуально - развивающие
-театральные
- дидактические уголки
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы и отражается в организации предметно-развивающей среды.
3. Образовательная деятельность.
Ведущей формой работы по развитию речи детей являются образовательные ситуации, которые позволяют осуществить дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения языку.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Педагоги ДОУ используют в своей работе :
наглядные, практические и словесные методы.
В развитии связной речи детей педагоги ДОУ с успехом используют приемы и методы ТРИЗ.
Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска новых для него явлений и закономерностей.
-Метод проб и ошибок. (А что, если сделать так?)
-Метод мозгового штурма (МШ).
Детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушиваются ответы детей.
Для успешного решения задач по развитию связной речи педагоги используют систему творческих заданий:
-Составление загадок.
Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.
-Приемы фантазирования.
Например, ”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).
-Прием эмпатии.
Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал?)
-Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.
В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают осознавать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества, их художественные достоинства, придумывать необычные окончания к сказкам.
Речевое развитие проходит и через общение с природой. Важнейшие закономерности природы составляют содержание познавательного материала, который дает возможность развивать речевую активность детей, наблюдательность, мышление.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Результативность работы отслеживается с помощью мониторинга, проводимой 2 раз в год - в сентябре и мае. Ее данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей.
4. Взаимодействие с семьей.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями :
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей;
-анкетирование;
-консультации;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, выставок.
Воспитатели, совместно со специалистами провели родительские собрания на темы: «Воспитываем будущего читателя», «Развиваем речь детей», «Учите детей говорить правильно»
консультации:
«Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Приемы развития фонематического слуха»,
«Координация речи с движением и развитием мышц артикуляционного аппарата».
В ДОУ стало традицией проводить музыкально-литературные гостиные, где дети вместе с родителями слушают классическую музыку, читают стихи, танцуют. Интересно проходят родительские собрания в форме беседы-диалога с элементами практикума.
Регулярно проводится анкетирование родителей для выявления их потребностей и опасений.
Поэтому, стратегия педагогов нашего детского сада, заключается в переориентации сознания воспитанников и их родителей: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.