Ирина Балахнина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ В. Бианки «Музыкант»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ В. Бианки «Музыкант»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Задачи:
-Учить детей связно, последовательно пересказывать художественный текст;
-Развивать связную речь, память; обогащать словарный запас;
-Развивать у детей умения полно и точно отвечать на поставленные вопросы;
-Воспитывать внимательность, любовь к животным.
Ход
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ В, Бианки „Музыкант“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Давайте поиграем и покажем, как мы собираемся в детский сад:
Мы просыпаемся (потягиваются, руки в стороны)
Мы пробуждаемся (отирание кулачками глаз)
Зубы мы чистим
И умываемся (имитация чистки зубов)
Мы одеваемся
Мы обуваемся
В сад наш любимый (обнимают себя за плечи)
Мы отправляемся
С мамой шагаем, (ходьба на месте)
С папой идем
В сад настроение,
Хорошее несем
С друзьями встречаемся
И улыбаемся «Здравствуйте!»
Давайте поздороваемся и подарим улыбки и хорошее настроение
Мотивационно – ориентировочный этап
Дети, а я вас хочу пригласить на завалинку. Вы знаете, что такое «завалинка»? Вы хотите узнать, что такое завалинка?
Практический этап
Завалинка это невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы для утепления. Раньше в деревне люди часто собирались на завалинке. Там они делились друг с другом новостями, своими радостями и печалями, помогали друг другу советом, пели песни, шутили. Вот и я вам предлагаю присесть на завалинку, поговорить…
-Давайте потренируем наши язычки, повторяем чистоговорки:
Произносим чистоговорку (хором)
- Жи - жи - жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву – сказку вижу наяву.
-Ребята, я хочу вам показать портрет одного писателя (показ портрета)
По профессии В. В. Бианки – потомственный биолог, т. е. его отец тоже был биологом. Биолог – это человек, который занимается изучением природы. В. В. Бианки родился в 1894 году. С детства мальчик постоянно был в окружении природы. Его отец часто брал его с собой в походы. Автор с самого детства не только, наблюдал, но и записывал все, что наблюдал. Из этих записей он потом брал материал для своих произведений. В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Сегодня мы познакомимся с рассказом В. В. Бианки
А какой, вы узнаете отгадав загадку:
«Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную» (Медведь)
Правильно, рассказ называется «Музыкант», который расскажет нам о старом медвежатнике.
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Медвежатник – человек, который охотится на медведей.
Завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен избы
Опушка - полянка в лесу
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством
Чтение произведения
В. Бианки «Музыкант» (рассказ)
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн.» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн.»
Старик удивился:
«Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн.» — да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ё лочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн.» — как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, — медведь опять за своё : оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн.»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
Динамическая пауза:
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Покружись со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбнись и садись. (Движения совершаются в соответствии с текстом.)
Беседа по – прочитанному:
-Кто является главным героем произведения?
Дети: старый медвежатник и медведь.
-А кто такой медвежатник?Медвежатник- это человек, который охотится на медведей.
-Итак, ребята, чем занимался старый медвежатник?Он пиликал на скрипке.
-Как вы понимаете – «пиликал на скрипке»?Это когда не умеешь играть на музыкальном инструменте, а пытаешься; плохо играешь).
-Где сидел старый медвежатник? (на завалинке).
-Кто проходил мимо старика? (знакомый колхозник)
-Объясните значение слова «колхозник». (Колхозник -это человек, который работает на земле, житель сельской местности)
-Что сделал старик после совета колхозника? (Отложил скрипку, расспросил, взял ружье и пошел в лес.).
-Чем занимался старик в лесу? (искал медведя).
-Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его.)
-Что сделал старик после долгих поисков? (Он сел отдохнуть.)
-Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).
-С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает его со струной.)
-Откуда слышался звук? (Звук слышался с опушки.)
-Как вы понимаете слово – «опушка»? (Опушка - полянка в лесу)
-Что увидел старик на опушке леса? (на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки.)
-Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздался звук.)
-Почему старик не убил медведя? (Он такой же музыкант, как и сам старик.)
Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
Послушайте рассказещё раз и будем его пересказывать.
(Чтение рассказа)
Пересказ должен быть подробным, старайтесь не
пропускать важные события моменты, рассказывать так, чтобы было
интересно слушать.
Не забывайте, что в каждом произведении есть три части
– начало, середина и конец. Для пересказа нам надо составить план.
1 часть. Медвежатник пиликал на скрипке (От начала рассказа, когда старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке до слов знакомого колхозника о том, что он видел в лесу медведя).
2 часть: а) Старик ищет медведя (Старик отложил скрипку и пошел в лес - до того, как старик услышал в лесу звук «Дзенн», и пошел на этот звук). б) Медведь – музыкант (та часть в рассказе где медведь и медвежатник слушают как поет щепка).
3 часть. Охотник пожалел медведя (Встреча вечером со знакомым колхозником, их разговор, рассказ старика о том, как медведь играл на расщепленном грозой дереве).
Ребята, как вы думаете, что хотел нам сказать писатель в рассказе «Музыкант»? (Что нельзя убивать животных.)
А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? (Потому что они похожи на людей, животные даже могут создавать музыку.)
Дети, об этом надо помнить всегда, и когда вы вырастите, то не причиняйте животным вреда, а охраняйте их.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.