Ирина Кошкина
Развитие речи посредством разных видов игр в подготовительной группе
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных.
Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.
Публикация «Развитие речи посредством разных видов игр в подготовительной группе» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
В дошкольном возрасте игра — ведущая деятельность детей и одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
1 – это подвижные игры.
2 – это дидактические игры.
3 – это сюжетно - ролевые игры, игры драматизации.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.
С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:
Подвижные игры.
1. Игра большой подвижности
2. Подвижные игры с речевым сопровождением
3. Игры на развитие мелкой моторики
4. Подвижные речевые игры
5. Подвижные игры на развитие внимания. (Дети, по ходу движения, выполняют команды: «дерево» - остановка руки вверх; «куст» - приседают;).
Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
6. Подвижные игры на развитие звукопроизношения.
Игра «Придумай слова на определенный звук»
Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – П
7. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В игровых заданиях используются предлоги: в, на, за, перед, около.
Играющие выполняют команды: Встаньте на ковёр, положите игрушку в ящик,
8. Игры на развитие коммуникативных функций.
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.
Подвижная игра «Чижик»
Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.
В подготовительной группе подвижные игры, организуются не только воспитателем, но и детьми, если игры интересны для детей, проходят живо, эмоционально, непринужденно.
Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, расширяется представление об окружающей действительности, совершенствуется внимание, память, наблюдательность, мышление.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактические игры.
Дидактические игры проводятся поэтапно, с усложнением: подготовительный, развивающий, закрепляющий этап.
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Японская печатная машинка», «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор». Цель: развивать у детей слуховое внимание.
«Повтори», «Похоже - не похоже», «Поймай звук», Лото «Назови картинку и найди гласный звук», «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С», «Замкни цепочку», «Найди фишке место».
Цель: научить детей находить заданный звук в слове; умение выделять заданный звук, определять место заданного звука.
Лото «Паронимы», «Пройди вокруг и не заблудись», «Кого позовут в гости», «Разгадай ребус»,
Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух; научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
«Составь слово», «Разгадай ребус».
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова; закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Переезжаем на новую квартиру», «Коробочки для складывания картинок»,
«Вершки-корешки», «Фрукты – овощи», «Новоселье», «Летает, а не птица», Лото «В мире растений»
Цель: дифференциация понятий, активизация словаря.
«Собери пять», «Кто как голос подаёт», «Эстафета» (Передай палочку, «Наоборот», «Кто больше знает», «Скажи по-другому», «Подбери слово», «Кузовок», «Найди лишнюю картинку».
Цель: активизация глагольного словаря; Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные слова.
«Четвёртый лишний», «Верно ли это?», «Найди лишнее слово»,
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закреплять слова-обобщения; упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
3. Игры для развития грамматического строя речи
«Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение»,
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений, по структурной схеме,
дополнять предложение; развивать речевую активность, быстроту мышления.
«Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Кого я вижу, что я вижу», «Объясните, почему…», «Один и много», «Добавь слова», «Распутай слова», «Найди ошибку», «Правильно или нет?»
Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. (Схема предложений); составлять предложения, находить смысловую и грамматическую ошибку в предложении.
«Подними цифру», «Зачем нам эти вещи», «Составь фразу».
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух; научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели. ; закрепить умение образовывать предложения из слов.
4. Игры для развития связной речи
«Кто больше заметит небылиц?» ,«Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации; научить устанавливать или соблюдать правильную последовательность действия; находить лишние для данного рассказа детали
«Отгадай-ка», «Нарисуй сказку», «Чего на свете не бывает», «А я бы…».
Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него; составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании; научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы; развивать творческое воображение, свободное рассказывание
«Составь два рассказа», «Поиск пропавших деталей».
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов; составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. Так как в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Если развитие речи идёт через сюжетно-ролевую игру, то сюжет игры нужно строить таким образом, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.
Одним из важным условием развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них; наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Также наряду с сюжетными игрушками, нужно использовать предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики, кирпичики, цилиндрики и т. д.).
Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Поэтому, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
«В пустых стенах ребенок не заговорит…»
Поэтому предметно- развивающая среда должна быть оснащена современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Между речью и игрой существует связь: речь развивается и активизируется в игре, а игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, осмысливая их; словом, он выражает свои мысли и чувства.
Таким образом, успешное осуществление развития речи в игровой деятельности возможно при умелом руководстве взрослого, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка- дошкольника.