Татьяна Островская
Развитие речи ребенка среднего и старшего дошкольного возраста при помощи коллажей, мнемотаблиц, пиктограмм.
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста переходит на новый уровень общения со взрослым- познавательный. Не случайно он называется возрастом" почемучек". У ребенка активизируется любознательность, он с удовольствием отвечает на вопросы и сам много спрашивает. Важно поощрять вопросы ребенка, стараясь использовать игровые формы. В этом нам помогут коллажи, мнемотаблицы, пиктограммы. Коллажи и мнемотаблицы широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление. Основное назначение коллажа- объединить все объекты,изображенные на нем, в единый сюжет,интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры и т. д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит ребенку. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в определенной последовательности. На этом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры. Далее дается сжатая информация по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информация должна быть интересной и доступной для детей.
Публикация «Развитие речи ребенка среднего и старшего дошкольного возраста при помощи коллажей, мнемотаблиц, пиктограмм,» размещена в разделах
- Коллаж
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
На втором этапе идет обсуждение, задаются дополнительные вопросы и задания.
На третьем этапе ребенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.
Помимо мнемотаблиц и коллажей мы представляем наглядные пособия, условные схематические изображения, явления природы, признаков сезона.
Модели помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе.
Модели используются в ходе совместных бесед, наблюдений, а затем помещаются на панно в уголках для самостоятельного рассматривания.
Очень широко используются пиктограммы для заучивания детьми стихотворений и отгадывания загадок. Использование пиктограмм способствует развитию у детей слуховой памяти. делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работа с пиктограммами строится по следующему алгаритму:
-прочитать стихотворение или загадку вслух;
-выделить в каждой строке ключевое слово. Представить его в виде символа или рисунка;
-прочитать стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму;
-рассказать стихотворение или загадку с помощью пиктограммы.
Данный способ работы поможет обогатить процесс запоминания, заучивания, осмысления и развития речи ребенка.