МААМ-картинки

Развитие речи у детей раннего возраста

Лилия Садыкова
Развитие речи у детей раннего возраста

Развитие речи у детей раннего возраста

Упущенное можно наверстать позже,

но сделать это несколько сложнее.

О. Е. Грибова

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах

Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

Одним из приоритетных направлений моей работы в группах для детей раннего возраста является коррекция речевых недостатков детей, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Своевременное педагогическое сопровождение дает положительный эффект.

Вот некоторые недостатки речевого развития детей в раннем возрасте :

• у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны, эмоционально неустойчивы, плаксивы);

• артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

• недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна, не соответствует возрастным особенностям. У некоторых детей речь отсутствует или они говорят только «мама, папа», называют имена родителей, братьев или сестёр. Другие малыши много говорят, но их речь непонятна для окружающих.

Таким образом, актуально проведение систематической работы по профилактике и ранней коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. Многим детям необходим толчок для развития.

Для организации работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И. М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми», Белошеиной Е. А. «Логопедические занятия с малышами», Блинковой Т. М. «Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет» и др.

Это помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста.

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Задачи:

• установить эмоциональный контакт с каждым ребенком;

развивать навыки речевого общения;

• совершенствовать мелкую моторику;

• улучшать слуховое и зрительное восприятие;

развивать подвижность органов артикуляции;

• стимулировать речевое дыхание;

При работе с детьми раннего возраста я придерживалась следующих принципов:

• принцип опоры на различные анализаторы;

• принцип учета зоны ближайшего развития;

• принцип наглядности;

• принцип постепенного усложнения материала;

• принцип реализации деятельностного подхода;

• учета возрастных особенностей в выборе средств, методов, приемов и

содержания;

• многократного и систематического повторения уже знакомого материала

с целью отработки и закрепления речевых навыков

В работе с детьми раннего возраста я использовала следующие приемы:

• показ и рассматривание предмета с одновременным называнием его

характерных признаков (цвета, количества, размера и формы);

• выполнение действий с предметом, сопровождаемых или рифмованным

диалогом между игрушками, или песенкой, или художественным словом;

• повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

«переделывание» стихов, песенок, в которых героем может стать каждый

из присутствующих малышей

• вопросы-ответы

• опосредованное общение через куклу

• многократное проговаривание речевого материала

• комментирование действий

Занятия по развитию речи организуются в виде игры, однако они имеют определенную структуру:

• вводно-мотивационная часть

• игры на развитие лексического запаса и фразовой речи

• пальчиковая гимнастка

• упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия

• артикуляционная гимнастика

• дыхательная гимнастика

Важный период в работе с детьми раннего возраста — установление эмоционального контакта. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, создания установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность. Добиться доверия ребенка помогают такие игры, как «Спрячь меня, «Домик», «Хлопушки», «Ладушки» и т. д. например, в игре «Спрячь меня» воспитатель предлагает послушать веселую подвижную музыку: солнышко светит, птички поют. Ребенок танцует вместе с логопедом, взявшись за руки, или каждый танцует со своей игрушкой по всей площадке группы. Музыка резко прекращается — налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли — ребенок прячется в объятиях взрослого.

Ведущие исследователи в области специальной психологии, нейропсихологии (Л. С. Выготский, А. П. Усова, А. В. Запорожец и др.) утверждают, что сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве.

Поэтому я предоставляю детям возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В процессе предметной деятельности у детей развивается мелкая моторика. В этом нам помогают шнуровки и сухие бассейны. Использование сухих бассейнов с разными наполнителями не только повышает интерес к занятию, но и массирует руку малыша, развивает его тактильные ощущения.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание, слышать и различать звуки — важная способность человека, которую необходимо развивать. Формирование речевого восприятия я начинаю с неречевых звуков — шума падающих листьев, капель дождя за окном; звучания музыкальных инструментов; голосов животных и птиц; звуков, которые издают предметы и материалы (стук молотка, тиканье часов).

Когда дети с легкостью определяют звучащие предметы, приступаем к изучению звуков речи, в таких играх как: «Кто там?», «Кто позвал?», «Покажи игрушку» и т. д.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Если же начинать «играть» в артикуляционную гимнастику с ребенком, начиная с 2 лет, это станет серьезной профилактикой речевых нарушений. Необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой ребенка. Для этого я использую занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогают легче запомнить упражнения, но и создают веселое, легкое настроение!

Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Слова выговариваются на выдохе. Многим деткам не удается говорить длинными фразами, во время разговора у них слабенький вдох и короткий выдох. Поэтому очень полезны игры на развитие дыхания, такие как: «Лети бабочка», «Снежинки», «Перышко» и другие.

У многих малышей не получается дуть — а именно направлять воздушную струю в нужном направлении. В этом помогают замечательные игры-тренажеры на развитие речевого дыхания («Кораблик», «Одуванчики», «Ветерок»).

Контрольный срез речевого развития детей, с целью определения эффективности коррекционных мероприятий показал пусть незначительную, но положительную динамику речевого развития детей раннего возраста. Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова. Дети стали соотносить названия предметов со словесным обозначением. У восьми детей обогатился словарный запас. Малыши начинают высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.

Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.

Публикации по теме:

Развитие двигательной активности детей раннего возраста Развитие двигательной активности детей раннего Развитие двигательной активности детей раннего возраста Дети раннего возраста в силу ряда.

Сенсорный ковер «Ёжики» для детей раннего возрастаСенсорный ковер «Ёжики» для детей раннего возраста Этот коврик предназначен для детей раннего возраста развития. С ним можно заниматься как подгруппой 3-4 человека, так и индивидуально, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего возраста
Опубликовано: 20 января 2015 в 19:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД