Онешко Екатерина
Развитие речи в подготовительной группе ДОО. Исправление грамматических ошибок
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в подготовительной группе ДОО
Исправление грамматических ошибок
Воспитатель должен постоянно прислушиваться к речи детей, исправлять грамматические ошибки. Исправляя ошибку, как правило, не следует повторять неверную форму или слово («большая вкусная яблока» или «в пальте», «хочем»). Указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Например: «Вера, ты оговорилась, надо сказать Мы хотим поиграть, а не так, как ты сказала сначала. Давайте вместе скажем: мы хотим. А про наше желание взять мячик как сказать правильно? «Мы уже знаем, что слово хотеть изменяется по-разному, когда мы говорили об одном человеке и о многих. Правильно сказать: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят.»
Публикация «Развитие речи в подготовительной группе ДОО, Исправление грамматических ошибок» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если ошибка распространенная и встречается у многих детей, необходимо провести с ними специальные упражнения в утренние часы или после дневного сна.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя учились слышать грамматические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого необходимо привлекать внимание каждого ребенка к его речи, побуждать к самостоятельному исправлению ошибок. «Ты сказал неверно, допустил ошибку. Догадайся сам, что ты сказал не так». Если ребенок с этой задачей самостоятельно не справляется, следует подсказать: «Ты неверно изменил слово. Подумай, как правильно изменить это слово.» Целесообразно тут же в качестве образца напомнить ряд слов, имеющих такие же формы изменения.
В тех случаях, когда ребенок ошибся в материале, хорошо отработанном и закрепленном, неверная форма может быть дана для сравнения с правильной: «Как ты считаешь, грамотно ли ты сказал «в пальте» или надо было сказать «в пальто»? Почему т ы думаешь, что правильная форма в пальто, а не та, которую употребил ты? Оказывается, ты хорошо знаешь, что есть слова, которые не изменяются: какао, кофе, пианино, кенгуру. А про слово пальто» забыл?
Как ты скажешь про карманы, на чем они? А в чем ты пришел в детский сад? Вот теперь правильно сказал. Следи за своей речью и тогда ошибок не будет.
Если разговор с ребенком носит ярко эмоциональный характер, то не всегда целесообразно исправлять ошибки. Лучше «отсроченное исправление» : «Когда ты рассказывал мне о том, что видел в саду, ты неправильно изменил слово груши. Надо говорить много груш, а так же, как много слив, трав, гвоздик».
На занятиях при коллективных формах работы с детьми к исправлению ошибок можно привлекать воспитанников с правильной речью. Но делать это следует осторожно, чтобы не задеть самолюбие детей. Иначе они могут начать отмалчиваться. Избегать «рискованных» высказываний, а это не менее вредно для речевого развития, чем обилие ошибок.
Если ребенок застенчив и малоактивен, исправление ошибки возможно без фиксирования внимания на ней. Например, при образовании степеней сравнения прилагательного чистый по аналогии с веселый-веселее ребенок сказал «чистее». Воспитатель, чтобы не обидеть его, подтвердил: «Правильно, чище». Или: «Почти правильно, только точнее надо сказать - чище».
Наблюдения за ошибками детей должны составить основу для планирования работы воспитателя с подгруппами и индивидуальной. Ошибки следует фиксировать, а затем подбирать описанные в литературе упражнения для предупреждения повторных ошибок.
В целях предупреждения ошибок необходимо для любого занятия предусматривать употребление разных форм одного и того же слова, чтобы дети, усваивая новые слова, сразу же учились правильно их изменять.
Очень важно пробудить у дошкольников стремление говорить правильно, интерес к литературным нормам языка. Поэтому надо всячески поощрять вопросы детей по поводу того, как правильно говорить, грамотно ли употреблена форма. Если ребенок предпочитает отмалчиваться, ограничиваться отказом («не знаю», «не умею», необходимо предложить ему: «А ты скажи так, как тебе кажется правильным. Если ошибешься – не беда, ошибку можно исправить. Давай вместе подумаем, можно ли сказать, как ты предложил, или надо как-то иначе изменить слово». Детей старшего дошкольного возраста уже можно подводить к сознательному выбору верной формы из нескольких вариантов. Очень важно, чтобы варианты они замечали сами, интересовались, употребление какой формы грамотно.
В конце учебного года воспитатель индивидуально спрашивает детей, давая задания, аналогичные тем, которые они выполняли на занятиях:
1) Дополни предложение:
Бельчонок выпал из дупла, потому…
Он забрался на высокую ель… (зачем)
Он стал грызть орех, хотя…
2) Подбери слова, родственные слову полет:
Слова лед и подледный – родственные слову полет или нет? Скажи почему.
Вопросы-подсказки:
- Как называются машины, которые летают по воздуху? (самолеты и вертолеты).
- Как называются люди, которые водят самолеты? (летчики).
- Как называют птиц, которые не остаются зимовать, а улетают в теплые края? (перелетные).
3) «Кто у кого?»
У белки – бельчонок, у лисы – лисенок, у крысы – крысенок. А у гуся -?
У червяка -? У овцы - ?
4) «Чего не хватает?».
Вова на лето уезжает к бабушке в деревню. Стали складывать вещи в чемодан. Положили панаму, майку, носовые платки. Какие еще вещи надо положить? Чего не хватает? ( на случай затруднений надо иметь картинки-подсказки: носки, сапоги, пальто и т. д.).
5) Коричневая, пушистая, меховая – это воротник или варежка? Скажи почему.
Голубая, махровая, мягкая – это банное полотенце или простыня? Почему?
Ярко-красная, шерстяная, новая – это свитер или кофта? Почему?