Михеенко Анжела
Развитие речи в процессе математических представлений с применением ИКТ в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС дошкольного образования определены следующие направления развития : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. В рамках познавательного развития формируются представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии).
Публикация «Развитие речи в процессе математических представлений с применением ИКТ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Обогащение, закрепление, активизация словаря — постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в детском саду. Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число, простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (названий геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов.
Количественный счёт- процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения (“много”, “один”, “ни одного”, “столько – сколько”, “поровну”, “больше”, “меньше”) должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствованные из речи окружающих числительные наполнятся смыслом лишь в процессе обучения на занятиях, и только тогда будут использоваться с определенной целью.
Ориентация в пространстве - пространственные наречия и предлоги появляются рано в речи дошкольника, но пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Опыт пространственной ориентации и совершенствование пространственных представлений и восприятий помогают детям понять смысл соответствующих терминов.
Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми. Раньше всех усваиваются тут, там, здесь, около, на. Другие обозначения (справа, слева, напротив, между) часто неизвестны детям даже к 6-7 годам. Предлоги у, около, возле указывают на пространственную близость в расположении предметов. Их смысловое содержание легче усваивается детьми, если за предлогом стоит существительное в родительном падеже (напр., «Встань около стула»). Та же мысль в иной синтаксической форме «Вот стул. Встань около» тормозит действия детей.
Ориентировки на себе, от себя, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов как в, на, под, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета; предлог под – с нижней стороной; предлог в - указание на расположение внутри какого-то объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
Овладение детьми словарем, обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений, наконец, способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Педагог на занятиях (кроме того, что объясняет, последовательно разъясняет характер упражнений) кратко, образно, конкретно обобщает ответы, результаты практических действий, подводит итог. В каждом конкретном случае его обобщения определяются программной задачей, содержанием упражнений, уровнем ответов, степень освоенности учебного материала. Объясняя материал, он использует тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающие количество, величину, форму, пространство, отношения объектов. Его речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольников на занятиях по развитию элементарных математических представлений.