Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте

Наталья Теницкая
Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте

Ребенок приходит в мир и живет в интересном и таком непонятном загадочном окружении людей, предметов, явлений. Как его познать? Научиться в нем жить? Это является для него загадкой.

Интерес к окружающему, желание открывать и исследовать, умение мыслить. Рассуждать, анализировать – это путь к разгадке тайн окружающего бытия. В основе этих желаний лежит стремление стать частью окружения. Обрести уверенность, пытливость, открытость; ощутить те чувства и эмоции, которые будут переполнять и давать новые силы к познанию. Желание взаимодействовать с окружающей средой, создание условий, при которых ребенок становится субъектом познавательного развития, т. е. приобретающего новые знания, умения, способы действия, которые добываются в процессе поисковой, исследовательско-экспериментальной деятельности. В их основе лежат стремление самостоятельно думать, чувствовать, решать возникающие проблемы с младшего возраста.

Познавательно-исследовательская и творческая активность формируется в разных видах деятельности, в атмосфере эмоционально-положительного подъема.

Процесс познания приобретает яркую эмоциональную окраску и воздействует на чувства, мысли, воображение и фантазию, т. е. гармонично развивает эмоционально-интеллектуальную сферу личности каждого ребенка.

Ведущими целями рабочей программы, созданной на базе МБДОУ №2 - Центра развития ребенка, являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, при целенаправленном влиянии педагогов, родителей с младшего дошкольного возраста.

Весь воспитательно-образовательный процесс построен на интеграции образовательных направлений с учетом возрастных особенностей детей (от 3-4 лет).

В этом возрасте ребенок становится самостоятельнее. Любимое выражение: «Я сам!», ребенок хочет стать «как взрослый». Он способен к эмоциональной отзывчивости: сопереживать, утешать, помогать. Стыдится своих поступков. Усваивает некоторые нормы и правила поведения. Идентифицирует себя с представителями своего пола. Накапливает определенные знания о разнообразных свойствах предметов, явлений окружающей действительности.

В младшем возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Осваивается качественная сторона выполнения действий.

Главным средством общения является речь. Словарь состоит из слов, обозначающих предметы обихода. Ребенок использует в речи простую форму предложения.

Осуществляя образовательную деятельность в ДОУ по направлениям развития, особое место отведено «Развитию представлений об окружающем мире и о себе». В основе организации работы заложены основополагающие принципы: природосообразности, единства деятельности. Единства деятельности, систематичности, самостоятельности, творческой и познавательной направленности, взаимодействия и взаимодополнения.

Разработанная программа по данному разделу имеет 4 направления развития:

1 направление Развитие представлений об окружающем мире и о себе.

2 направление Развитие познавательной активности.

3 направление Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребенку получить знания.

4 направление Развитие познавательных и творческих способностей.

Первое направление развития является основополагающим в данном разделе. Другие направления основываются на первом, переплетаются с ним, взаимодополняют друг друга. Исходя из этого, рассмотрим раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе».

В разделе рассматриваются следующие понятия:

«Я сам»

Происходит обогащение представлений в двух аспектах:

1. «Как о ценном индивидууме»

• Ребенок направляет свои усилия на формирование более полных представлений о себе.

• О половой принадлежности: мальчик /девочка, физический облик, имя, фамилия, одежда, прическа.

• Формирует положительные отношения к себе: самоуважение, понимание переживаний и умение управлять ими.

• О физическом развитии: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. «Как об уникальном члене коллектива и сообщества: сплоченность с другими и понимание общности («мы дети одной группы, одной семьи, умеем договариваться, совместно действовать).

«Мир людей и человеческих отношений»

Работа по данному направлению проводится в 4 направлениях.

1. Патриотическое воспитание – дети усваивают такие понятия как: мой дом, моя улица, мой поселок, мой любимый сквер, где я гуляю…

2. Овладение правил поведения с близкими, в детском саду, в общественных местах, на улице.

Формирование основ безопасности в природе, на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и по отношению к другим.

4. Знакомство с некоторыми профессиями, их значение и роль в обществе и жизни человека. Ознакомление происходит с профессиями ближайшего окружения: водитель, помощник воспитателя, медицинская сестра, повар, дворник, прачка, шофер.

«Нерукотворный мир»

Нерукотворный мир рассматривается с точки зрения экологического подхода, где человек является часть природы, живущий в определенной среде, которая воздействует на него определенными факторами, т. е. существует взаимосвязь.

«Человек – природа» основана на синтезе наук: биология, география, медицина, социология (по утверждению Т. И. Алексеевой). В процессе работы с детьми изучаются и закрепляются экознания: взаимосвязь живой и неживой природы (растения и животные, изменения, происходящие с ними в течении их жизни.

«Представление о времени»

Данное направление формируется в процессе наблюдения контраста: частей суток (утро-вечер, день-ночь, времен года (зима-лето).

«Рукотворный мир»

Рукотворный мир – это предметный мир, мир вещей, игрушек, окружающих ребенка. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

Задача воспитателя – помочь ребенку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности. А главное – воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Дети должны знать, что предметы, сделанные руками человека – это рукотворные предметы, их нужно беречь!

Педагогический процесс, выстроенный по принципу интеграции образования, основывается на слаженной работе всех специалистов ДОУ и тесной связи с родителями.

Интегрированный подход активизирует все психические процессы в развитии, включает ранее приобретенные знания, умения и навыки, и направляют ребенка на более высокий уровень познавательного и творческого развития.

Литература:

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 128с.

2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающем и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. Изд. 4-е. – М.:УЦ. Перспектива, 2008. – 96с.

3. Громова О. Е. ,Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М.: ТЦ Сфера, 2012 - 224с.

4. Мир детства: Дошкольник /под ред. Хрипковой А. Г., отв. ред. Запорожец А. В. – 2-е изд., доп. – М.:Педагогика, 1987. – 256с. – (Библиотека для родителей).

5. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160с.: Библиотека программы «Детство».

6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 80с.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.

8. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. Изд. 2, испр. и доп. под ред. О. М. Дьяченко. -: Изд. «Гном и Д», 2000.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2005. – 208с.

Публикации по теме:

Дидактические игры в младшем дошкольном возрастеДидактические игры в младшем дошкольном возрасте Каждый ребенок появившись на свет, уже готов воспринимать окружающий его мир. Ребенок сталкивается с многообразием форм, красок, величин,.

Педагогические условия развития театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте «Педагогические условия развития театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте» Особенности игр-драматизаций у детей младшего дошкольного.

Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Содержание художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте [Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность.

Физическое развитие в младшем дошкольном возрастеФизическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрастеОрганизация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте Игра Наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Цель педагогических воздействий.

Проект. Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте Паспорт проекта: Автор проекта: Коробова Наталья Александровна. Продолжительность проекта: 12 месяцев. Тип проекта: научно-исследовательский.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития.

Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте «Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте» Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 января 2018 в 22:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Куклы наших бабушек»
Мастер-класс"Куклы наших бабушек" История тряпичных кукол в славянской культуре очень древняя. К куклам относились очень бережно и с любовью. Окружающий...
Конспект открытого мероприятия «В гости к Ёжику»
Совместная работа с воспитателями всегда приветствуется в нашем Центре. И вот очередное мероприятие, которое мы проводили вместе с воспитателем...
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта «Весенние сказки» для подготовительной группы Вход под музыку, хоровод «Весну звали» , затем садятся на стулья...
Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду»
14 февраля во всем мире празднуют День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник находит все больше и больше поклонников. В этот день всем нам...
Конкурсная программа для мальчиков «Богатырские забавы»
БОГАТЫРСКИЕ ЗАБАВЫ ( подготовительная группа) Цели и задачи: Привлечение детей к здоровому образу жизни, здоровой конкуренции; Учить...