Приложение МААМ

Проект. Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте

Наталья Коробова
Проект. Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта :

Автор проекта : Коробова Наталья Александровна.

Продолжительность проекта : 12 месяцев.

Тип проекта : научно-исследовательский.

Участники проекта : воспитанники, воспитатель, родители.

Возраст детей : первая младшая группа.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект, Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Работая в детском саду, я твердо убеждена что основу воспитательной работы, в первую очередь должно составлять именно развитие познавательных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поэтому дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку познавательные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема познавательного развития через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Новизна моей работы состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс познавательного развития детей дошкольного возраста. Обобщены методические рекомендации по познавательному развитию детей дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр. Дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Цель проекта : содействовать усвоению знаний и развитию в игре способов познавательной деятельности, интеллектуальных операций представляющих собой основу обучения и воспитания, развитию личности.

Задачи проекта :

Развивать речевое общение детей в игровой деятельности;

• Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками;

Развивать познавательную активность детей;

• Способствовать овладению разнообразными действиями с предметами;

• Формировать интеллектуальную активность в игре;

• Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания;

• Использовать различные дидактические игры для опознания окружающего мира;

• Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка;

• Научить играть, самостоятельно проявляя инициативу в игре.

Гипотеза: дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности, независимо от его гендерных способностей.

Творческие проблемы: организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека, учить выполнять правила игры.

Глава 1.

Теоретическое обоснование проблемы.

1. Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Представим, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.

Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т. д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.

2. Особенности проведения дидактических игр в младшем дошкольном возрасте

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Степень разработанности. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф. Н. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.) Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие игры Е. И. Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций, что представляет особый интерес для нашей работы.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Ива- ницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бон- даренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако, исследований по применению дидактических игр на уроках информатики практически нет. Это определило выбор темы курсовой работы.

Глава 2.

Практическая часть

Проектно-исследовательская работа разработана на основе литературы Д. Н. Колдиной и Н. Ф. Губановой. Продолжительность проекта 6 месяцев. В проектной деятельности участвовало 13 детей (6 мальчиков, 7 девочек возраст 3 года). Ведущим методом была дидактическая игра. Всего во время проекта было проведено 10 дидактических игр:

1. «Что изменилось»

2. «Заводные игрушки»

3. «Красно-синие кубики»

4. «Сложи картинку»

5. «Что у меня в мешке»

6. «Накорми животных»

7. «Детеныши домашних животных»

8. «Геометрические формы»

9. «Песочные часы»

10. «Складные кубики»

Условия игр: соблюдать систематичность их проведения.

Ведущие методы: ситуация и дидактическая игра.

Формы:

Игровые приемы:

• Внезапное появление объектов, игрушек

• Выполнение различных игровых действий

• Загадывание загадок, игровой занимательный материал

• Введение элементов соревнования

• Создание игровой ситуации

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором дала родителям знание о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружила знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

Но я не останавливаюсь на достигнутом.

В перспективе я планирую:

изготовить новые дидактические игры;

создать картотеку дидактических игр для родителей;

создать банк видеотеки (с привлечением родителей).

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.

-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.) ;

-соблюдение правил и игровых действий;

-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

Диагностика: В качестве диагностической методики была использована методика обследования познавательного развития, действия ребенка в которой предложено 10 заданий:

1. Поймай шарик.

2. Спрячь шарик в 2 коробочки.

3. Разбери и сложи матрешку.

4. Разбери и сложи пирамидку.

5. Найди парные картинки.

6. Поиграй цветными кубиками.

7. Сложи разные картинки.

8. Прокати машинку.

9. Нарисуй домик и дорожку.

10. Построй из палочек (по заданию).

Диагностика знаний детей в области дидактических игр

В начале проектной деятельности были получены следующие результаты:

1. Низкий - 5 детей

2. Средний -7 детей

3. Высокий – 1 ребенок

На завершающем этапе проекта получены следующие результаты:

1. Высокий – 7 детей

2. Средний – 5 детей

3. Низкий – 1 ребенок

Диагностические исследования и анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний. Они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность

Вывод

Возраст ребенка 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому, важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра – первое, чему нужно научить любого малыша. Дидактические игры помогают закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, составлять целое из 4 частей (разных картинок, складных кубиков, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало»); тактильных ощущения («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый»); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, шнуровкой)

Публикации по теме:

Игры-экспериментирования с различными предметами и материалами в младшем дошкольном возрасте Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго,.

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте» В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. У него возникает желание поступать, как взрослый, это приводит.

Итоговое занятие по ФЭМП в младшем дошкольном возрасте (вторая младшая группа) Цель: Задачи: закреплять умение правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; закреплять умение различат и использовать в речи.

Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников в младшем дошкольном возрасте Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 194 ___ М. Г. Цветкова «___» августа 2016г. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Основная.

Организация и проведение дидактических игр в младшем дошкольном возрасте «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток» «Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие (щётка для пола,для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте. Памятка для родителей Познавательное развитие в дошкольном возрасте, а именно мир природы и мир человека, предполагает развитие интересов ребёнка, любознательности.

Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте.Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт.

Выступление на семинаре-практикуме Тема: «Основные приемы лепки в младшем дошкольном возрасте» Дети третьего года жизни впервые начинают заниматься лепкой. Фломастеры и карандаши детям знакомы, а вот пластилин или глину многие видят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект. Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 22 мая 2017 в 17:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект. Познавательное развитие детей в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коробова (УИ 168937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД